news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

«Это фиксация того, что выросло»: Банк России кардинально срезал инфляцию в Татарстане

Годовая инфляция в марте 2023 года в Татарстане неожиданно сократилась до… 1,9%, а темп прироста цен на непродовольственные товары вообще оказался отрицательным. При этом еще в феврале показатель составлял 10,7%. В ЦБ такой спад прогнозировали, объясняя эффектом высокой базы. Подробнее – в материале «Татар-информа».

В ЦБ отметили, что годовая инфляция на продовольственные товары по России в марте снизилась до 2,8%, а на непродовольственные – до 0,12%

Фото: cbr.ru

«Это чистая арифметика»

Темп прироста цен на товары и услуги в марте 2023 года в Татарстане неожиданно сократился до фантастических 1,9%, хотя еще в феврале этот показатель составлял 10,7%.

За минувшую пятилетку схожее значение годовой инфляции (1,9%) в республике наблюдалось лишь в феврале 2018 года. В Нацбанке Татарстана рекорд пока не объяснили, но в этом, по сути, и нет необходимости, так как пасхального чуда не случилось – все дело в обычной арифметике.

Дело в том, что инфляцию рассчитывают по последним 12 месяцам. Выше 18% этот показатель поднимался в Татарстане не только в марте, но и в апреле и мае прошлого года. Максимум за минувший год, кстати, был как раз в апреле – 18,6%.

Схожая картина складывалась и по всей стране: в марте прошлого года инфляция по РФ составила в годовом измерении 16,7% (в апреле — 17,8%), увеличившись по сравнению с февралем на 7,6% (в Татарстане – на 9%).

Банк России, который сейчас зафиксировал снижение показателя по стране до рекордных 3,5% – на 7,5% ниже значения февраля (11%) и на 8,3% – января (11,8%), о таком снижении ранее даже предупреждал. «Это связано с эффектом высокой базы: из расчета мартовского показателя вышел очень сильный прирост цен, случившийся в марте прошлого года (7,6% месяц к месяцу)», – кратко объяснил регулятор.

Ранее зампред ЦБ Алексей Заботкин говорил о том же: в прошлом году высокие значения по инфляции фиксировались в феврале – апреле. «Соответственно, когда выходят эти рекордно высокие значения, у нас годовая инфляция замедляется», – пояснял он.

Алексей Заботкин: «Когда выходят эти рекордно высокие значения, у нас годовая инфляция замедляется»

Фото: cbr.ru

Впрочем, ситуация все равно выглядит беспрецедентной, так как в последний раз индекс потребительских цен опускался ниже таргета ЦБ – 4% – в октябре 2020 года (до 3,99%).

По оценке доктора экономических наук, профессора Казанского федерального университета Игоря Коха, показатели годовой инфляции в январе и феврале этого года относились к январю и февралю 2022-го, то есть ко времени до начала СВО. И в них заложен скачок цен, который случился в марте, апреле и мае прошлого года.

«А вот годовая инфляция в марте уже отсчитывается от прошлогоднего марта, то есть от периода уже после начала СВО, когда цены резко подскочили вверх. Соответственно, по сравнению с ценами прошлого марта цены этого марта, скажем так, не сильно и отличаются. Это фиксация того, что уже выросло, тот самый эффект очень высокой исходной базы прошлого марта», – пояснил он.

«Обуздать рост цен ЦБ смог не сейчас, а в апреле-мае прошлого года, когда с помощью антикризисных мер финансовая и потребительская паника была остановлена, текущие темпы роста цен резко ушли вниз, и с тех пор за редкими исключениями (декабрь-январь этого года) с учетом сезонности остаются ниже 4%», – добавила в комментарии для «Татар-информа» руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.

По ее словам, резкое снижение годовой инфляции, которое мы наблюдаем сейчас, – это всего лишь статистическое отражение этого явления. «Из базы расчета вышел март 2022 года – период самой высокой месячной инфляции с 1999 года, и годовая инфляция рухнула с почти 11% до 3,5%», – сказала эксперт.

Цены на авиаперелет эконом-классом скакнули на 7,9%

Фото: © Владимир Васильев / «Татар-информ»

Рост цен на продукты, дефляция в непродовольственной рознице

В ЦБ также отметили, что годовая инфляция на продовольственные товары по России в марте снизилась до 2,8%, а на непродовольственные – до 0,1%. Последний показатель – вообще минимум за всю историю современной России, подчеркнули в TG-канале Spydell_Finance.

На услуги же темп прироста цен за год сократился лишь до 9,7%. «В первую очередь это связано с продолжающимся ростом стоимости услуг в сфере внутреннего и зарубежного туризма, а также авиаперелетов», – объяснили в Банке России.

По данным Росстата, в марте действительно выросли цены на поездки на отдых по всем направлениям, наиболее существенно – в Египет (на 16,5%), в Турцию (на 13,4%), на Черноморское побережье и в Крым (на 12%) и даже в Беларусь (на 10,7%). А цены на авиаперелет эконом-классом скакнули на 7,9%. На днях это вызвало критику со стороны главы Минэкономразвития РФ Максима Решетникова.

При этом наиболее сильное замедление инфляции в марте Банк России отметил в Приволжском федеральном округе, в котором находится и Татарстан. И наибольший вклад в это «внесла динамика цен на легковые автомобили, электротовары и другие бытовые приборы, а также мясопродукты».

По данным Нацбанка Татарстана, в республике годовая инфляция в марте сложилась схожая с общероссийской. И все же разница мартовского показателя с февральским (на 8,8% ниже, тогда было 10,7%) и январским (на 9,6%, с 11,6%) все равно впечатляет.

При этом темп роста цен на продовольственные товары в марте (к аналогичному месяцу прошлого года) по Татарстану составил 2,7% (на 7,3% меньше, чем было в феврале, и на 8,2%, чем в январе).

Больше всего выросли цены на кондитерские изделия (на 8,9%), сыр (на 7,6%), хлеб и хлебобулочные изделия (на 6,5%), алкоголь (5,5%), а также на общественное питание, так же включенное в группу продовольствия.

А наиболее существенно сократились – аж на 27,4% – цены на сахар, что логично, если вспомнить массовую скупку этого товара год назад (в течение года до этого цены на этот товар только росли, пусть и с разной динамикой). Заметно сократился темп роста цен на макароны и крупы (на 7,6%), плодоовощную продукцию, включая картофель (на 7,4%). И, как ни странно, на 2,1% подешевели яйца, хотя по России именно на них наблюдался заметный рост цен (на 3,6% в среднем).

Больше всего выросли цены на кондитерские изделия, сыр, хлеб и хлебобулочные изделия

Фото: © «Татар-информ»

При этом на непродовольственные товары в Татарстане в марте вообще была зафиксирована дефляция – минус 1,6%, тогда как еще в феврале показатель составлял 10,3%, а в январе – 11,3%. За минувшую пятилетку таких чудес в этом сегменте в республике не случалось, цены только росли, пусть и разными темпами. В марте подешевели инструменты и оборудование – на 17,3%, персональные компьютеры – на 12,6% и легковые автомобили – на 5,9%. Также снизились цены на электротовары и другие бытовые приборы – на 13,1%.

Интересно, что в трех подгруппах: телерадиотовары, где снижение цен зафиксировано на 40,5%, средства связи (минус 28,1%) и стройматериалы (минус 12,9%) – отрицательные значения фиксируются с сентября 2022 года.

Символический минус – на 0,9% – также зафиксирован на мебель и моторное топливо, на 1,2% – на обувь (кожаную, текстильную и комбинированную).

При этом на 16,1% ускорился темп прироста цен на моющие и чистящие средства, на 15,9% – на парфюмерию и косметику, а также на 7,1% – на галантерею.

Динамика в сфере услуг в марте оказалась сдержанной – годовая инфляция снизилась до 6,6% (по РФ – 9,7%) вместо 12,8% в январе и 12,4% в феврале.

Наибольший рост в марте зафиксирован в сфере зарубежного туризма (на 30,4%), санаторно-оздоровительной (19,2%) и пассажирского транспорта (18%). Кроме того, зафиксирован рост в сегменте ЖКУ на 12,9%.

По мнению Игоря Коха, подобные перекосы объяснить достаточно просто. Огромную часть непродовольственной розницы составляли импортные товары, а в марте прошлого года курс доллара взлетал до 120 рублей.

«И этот курс был заложен продавцами и поставщиками в цены. Отсюда и сокращение. Продовольственные же товары у нас отечественные, поэтому там динамика цен не столь резкая. А услуги и год назад, за исключением туризма, подорожали не так сильно, там не было такого резкого взлета, и сейчас нет и резких падений», – объяснил эксперт.

По словам Ольги Беленькой, продовольственная инфляция отражает в том числе колебания цен на высоковолатильные группы продуктов, например овощи, резко подорожавшие в начале года, но затем снижавшиеся в цене в марте.

На непродовольственные товары в Татарстане в марте вообще была зафиксирована дефляция

Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

«Что касается цен на непродовольственные товары, они пока сдерживаются умеренным спросом потребителей на товары длительного пользования – сберегательная модель поведения населения, меньшее соответствие спроса и предложения после изменения ассортимента продукции и ухода многих привычных брендов. Однако резкое ослабление курса рубля с начала года должно рано или поздно отразиться на удорожании товаров с высокой долей импортных комплектующих – это автомобили, бытовая электроника, лекарства», – считает Беленькая.

По данным ЦБ, масштаб ускорения роста цен на большинство импортных непродовольственных товаров в первом квартале 2023 года был менее значительным, чем обычно, «вследствие высокого уровня запасов, что ведет к более растянутому во времени эффекту переноса». Однако перенос уже случившегося ослабления рубля в рост внутренних цен будет продолжаться.

«Дополнительные риски связаны с ужесточением контроля западных стран за поставками третьими странами в Россию санкционной продукции – это может привести к удлинению сроков поставок и увеличению издержек, что также будет отражаться в ценах» – заметила Беленькая.

«Инфляция в услугах – единственный компонент, который растет устойчиво высокими темпами, что ЦБ РФ объясняет догоняющим ростом по отношению к товарам, которые сильно подорожали с 2020 года и затем, в связи с временным обвалом курса рубля, – в марте 2022 года. Наиболее активно дорожают туристические услуги и авиабилеты – здесь дополнительно сказывается и ослабление курса рубля (зарубежный туризм), и дисбаланс спроса и предложения после того, как многие популярные направления выездного туризма стали практически недоступны», – объяснила аналитик.

Рост на микроскопические 0,03% по РТ в ЦБ объяснили «коррекцией цен на плодоовощную продукцию после их очень сильного роста в январе-феврале»

Фото: © «Татар-информ»

«Темпы годовой инфляции будут постепенно возрастать»

По словам Ольги Беленькой, «чтобы оценить текущую ценовую динамику, нужно смотреть месячный прирост цен с поправкой на сезонность.

Так, по данным Банка России, по отношению к февралю в марте потребительские цены в целом по стране выросли всего на 0,4% (в феврале – на 0,5%), а с поправкой на сезонность – на 0,3% (в феврале – на 0,3%). По Татарстану, согласно данным Нацбанка РТ, данные сопоставимы – 0,3%.

Рекордно низкими темпами для марта росли цены на продовольствие (0,13% по России и совершенно микроскопические 0,03% по Татарстану), что в ЦБ объяснили «коррекцией цен на плодоовощную продукцию после их очень сильного роста в январе-феврале. Основным источником ценовой волатильности этой товарной группы оставались колебания предложения тепличных овощей.

В Татарстане также наиболее заметным было снижение цен на макароны и крупы (минус 1,3%) и на мясопродукты (минус 0,66%). Наибольший вклад в мартовский рост цен внесли услуги туризма – как зарубежного (11,3% в Татарстане), так и внутреннего. «Такой темп прироста цен соответствует годовой инфляции вблизи 4%», – отметили в ЦБ.

По данным Банка России, в I квартале 2023 года прирост цен увеличился по сравнению с IV кварталом 2022 года (0,33% против 0,23%). «То есть переводя эти цифры в годовой эквивалент, можно сказать, что в годовом исчислении инфляция в I квартале 2023 года приблизилась к 4% (3,96%) против 2,76% в IV квартале 2022 года», – согласилась Ольга Беленькая.

По прогнозу регулятора, в апреле показатель годовой инфляции еще снизится из‐за выхода из окна расчета прироста апреля 2022 года (1,6% месяц к месяцу). Но в последующие месяцы, напротив, из расчета годовой инфляции будут постепенно выходить низкие значения месячных приростов второй половины прошлого года, а потому текущий рост цен окажется «более существенным».

Эльвира Набиуллина заявляет, что регулятор не стремится загнать инфляцию к цели (4%) «любой ценой», но именно этот показатель «будет влиять на ставки в экономике»

Фото: duma.gov.ru

Несмотря на это, базовый сценарий Банка России остается неизменным: «с учетом проводимой денежно‐кредитной политики (ДКП)» годовая инфляция составит в текущем году 5–7%, вернется к 4% в следующем году и «будет находиться вблизи 4% в дальнейшем».

По прогнозу Минэкономразвития РФ (его должны обновить в апреле), инфляция по итогам этого года ожидается на уровне 5,5%. Консенсус-прогноз экономистов, опрошенных «Интерфаксом» в начале марта, – 6,2%.

Президент России Владимир Путин на недавнем совещании по экономическим вопросам с Правительством РФ отмечал, что важно избегать не только чрезмерного ускорения инфляции, но и ее избыточного замедления, «поскольку это может негативно повлиять на экономическую активность в целом».

Как заявила на днях глава Центробанка Эльвира Набиуллина на встрече с фракцией «Новые люди» в Госдуме, регулятор не стремится загнать инфляцию к цели (4%) «любой ценой», но именно этот показатель «будет влиять на ставки в экономике». В марте ЦБ, напомним, сохранил ключевую ставку на уровне 7,5% годовых.

«Пока прогноз ЦБ РФ (5-7% по итогам текущего года), на наш взгляд, сохраняет актуальность. Удастся ли вернуть инфляцию к цели 4% в будущем году, будет зависеть от многих внешних и внутренних факторов, но регулятор подтверждает решимость добиться этого применением инструментов ДКП», – отметила Ольга Беленькая.

Основными дезинфляционными факторами в Банке России по‐прежнему называют сдержанное потребительское поведение домохозяйств «в условиях общей неопределенности при одновременном восстановлении импортных цепочек поставок, увеличивающем предложение потребительских товаров».

Однако спрос на товары длительного пользования остается умеренным, так как покупатели «пока продолжают адаптироваться к изменениям ассортимента из‐за смены географии импортных поставок и набора доступных брендов». А издержки производства продовольственных товаров пока еще ограничены длящимися эффектами рекордного урожая зерновых 2022 года.

Фото на анонсе: © «Татар-информ»

news_bot_970_100