news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

^Дмитрий МИКУЛЬСКИЙ: «Казань становится одним из центров российско-арабского сотрудничества»

19 апреля в Казани открылась международная научная конференция «Российско-арабский диалог в XXI веке: история отношений и современность». Форум проводится под эгидой Арабской организации образования, культуры и науки (АЛЕКСО) при Лиге арабских государств под руководством доктора Аль-Монжи Буснина. В агентстве «Татар-информ» состоялась пресс-конференция, посвященная этому событию. В ней приняли участие ученые Института востоковедения РАН - доктор Фасих Мухаммад Бадерха и доктор исторических наук Дмитрий Микульский, а также – проректор – начальник Управления по непрерывному образованию КГУ Рияз Минзарипов, профессор КГУ, директор Института востоковедения КГУ Джамиль Зайнуллин. Гости поделились своим мнением о роли проходящего в столице Татарстана научного форума, а также рассказали о некоторых аспектах современного российско-арабского диалога.

Р.М.: Нынешняя конференция – вторая по счету, первый аналогичный форум состоялся летом 2003 года в Тунисе. В Казани за одним столом соберутся ученые, политические и государственные деятели России и арабского мира. Особую значимость и актуальность форуму придает недавнее успешное турне Президента нашей республики Минтимера Шаймиева по ближневосточным странам. В составе делегации был ректор нашего университета Мякзюм Салахов. Делегацию Татарстана принимали на самом высоком уровне лидеры Саудовской Аравии, Сирии и Кувейта. Надо отметить, наша республика является самым «северным форпостом исламского мира». Она обречена быть связующим звеном между Российской Федерацией и арабскими странами.

До поездки на Ближний Восток Президент Татарстана председательствовал в Москве на заседании Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир», в котором принимали участие политические и общественные деятели, представители духовенства и научной элиты практически из всех стран с мусульманским населением, в том числе из нашей республики. То, что для проведения конференции выбрана Казань – это тоже не случайно. Еще до революции у татар были очень тесные контакты с арабским миром, шел непрерывный обмен идеями, исламской научной мысли на стыке двух цивилизаций. Именно в стенах университета, которые хранят 200-летнюю историю, зародилось российское востоковедение, которое в свое время было основой или «зачатком» востоковедения во всей Европе. Казань «сшивала» два географических, исторических, культурных пространства – западного и восточного. Это не просто какая-то данность и факт, это важная историческая миссия. Большая ответственность выступать в роли посредника двух цивилизационных начал выпадает Казани и Казанскому университету.

50,29 KbД.З.: Хотелось бы сразу сказать, что конференция – не политическое мероприятие, прежде всего это научный форум, где будут представлены доклады ученых Сирии, Марокко, Египта и других стран.

Инициатива проведения конференции принадлежит Институту востоковедения РАН, арабской организации АЛЕКСО, которая выполняет своеобразную роль ЮНЕСКО при Лиге арабских государств, Генеральным секретарем которой является Аль-Монжи Буснина. Он приезжал на 200-летие Казанского университета, побывал в татарских семьях, посетил христианские храмы. Ему понравился Татарстан.

В арабских странах ощущается недостаток в специалистах по естественным наукам, прежде всего, по математике, физике. Молодежь из этих стран могла бы получить образование в Казанском университете. Кстати, наш вуз имеет большую исламоведческую базу – не менее 30-35 тысяч рукописей, из которых изучено менее половины

Ф.Б.: Сегодня налаживается культурный диалог между арабским миром и Россией, такой же диалог ведется с Европой, Латинской Америкой. Светский арабский мир открыт к диалогу, особенно в последнее время после нападок на ислам. Он становится очень актуальным и в нынешних международных геополитических условиях.

На первой конференции АЛЕКСО был проявлен большой интерес к России. Можно сказать, это продолжение периода хороших отношений между Советским Союзом и арабским миром, и даже с царской Россией.

В отдельных арабских странах неграмотность населения доходит до 60 процентов. АЛЕКСО как раз занимается вопросами ликвидации безграмотности. Сам доктор Аль-Монжи Буснина в сотрудничестве с супругой президента Египта Сюзанной Мубарак несколько лет назад приступили к реализации крупного проекта «Книга для всех» – издание маленьких брошюр по истории, географии, культуре, в которых материалы изложены в доступной форме для самого широкого круга читателей.

Самое интересное, что единственная неарабская страна, которая входит в качестве члена-наблюдателя в Лигу арабских государств – это Россия. Это значит, что Россия тоже очень хорошо понимает важность диалога с этим миром, диалога, который фактически был ослаблен или прерван на протяжении последних 15, а то и 20 лет. Культурный диалог – это мост для установления других серьезных отношений.

Сожалею, что впервые приехал в Казань, эту поездку я должен был осуществить очень давно. Я увидел здесь дух диалога – двух цивилизаций, двух конфессий. Очень бы хотелось, чтобы последующие встречи проводились в Казани и в дальнейшем.

39,89 KbД.М.: Взаимоотношения между Булгаром, который, как известно, был населен предками современных татар, и Золотой Ордой с арабским миром весьма и весьма древние. Нужно отметить, что Булгар принял Ислам благодаря миссии, посланной сюда багдадским халифом, секретарем которого был знаменитый арабский писатель и путешественник Ибн-Фадлан. Позже, когда Поволжье стало центром великой евразийской державы – Золотой Орды, между нею и в особенности Булгаром, входившим в ее состав - с одной стороны, а с другой – с арабскими странами, в особенности с Египтом, установились прочнейшие культурно-религиозные отношения. Здесь работали и ученые, и богословы, и архитекторы, и ремесленники из арабского мира. Вполне естественно, что царственный великий град Казань в XIX веке становится колыбелью российского востоковедения. К сожалению, историческая судьба повернулась таким образом, что в дальнейшем центрами развития востоковедной науки стали Петербург и Москва. Весьма приятно, что казанское востоковедение возрождается и укрепляется. Для того чтобы оно развивалось, для того, чтобы у Татарстана были свои собственные кадры в арабистике в достаточном количестве, для этого, конечно, нужно укреплять взаимоотношения с арабским миром, развивать практику стажировок студентов из Татарстана в арабских странах и поэтому форум российско-арабского диалога является важнейшим подспорьем в этом деле.

Следующий момент связан с тем, что не только Россия в целом, но и различные ее регионы просто обречены на сотрудничество с арабскими странами, и, конечно, первую скрипку в этом оркестре, мне представляется, должен сыграть Татарстан. И в силу этнической, религиозной и культурной близости, и в силу традиций, о которых мы говорили, а также в силу того, что Татарстан является одной из нефтеносных областей России. Татарстан имеет замечательные кадры нефтяников, организаторов нефтяного бизнеса, которые, мне кажется, могут и должны найти применение своим силам в арабском мире. Представители «Татнефти» стараются активно работать с арабскими коллегами. Все это, безусловно, получит гораздо большее и эффективное развитие благодаря нынешнему форуму.

Мне хочется сказать, что каждая страна должна гордиться своими городами. Если какой-то город становится центром международной жизни, он, безусловно, хорошеет, привлекаются капиталовложения, реставрируются древние постройки, возводятся новые здания, развивается инфраструктура. Безусловно, Казань, если она станет центром нашего диалога, думаю, выиграет весьма много. С другой стороны – нам, россиянам, приятно и престижно, если наши гости будут приезжать в Казань и любоваться ее красотами. То, что Казань становится одним из центров российско-арабского сотрудничества – весьма закономерно.

Сейчас активизируется сотрудничество между Россией и арабским Востоком: Россия стала членом-наблюдателем в Организации Исламская конференция, как уже было сказано, недавно с официальным визитом Президент Татарстана посетил арабские страны, Владимир Путин уделяет большое внимание налаживанию двустороннего диалога. И все-таки, что лежит в основе этих интересов – политика, экономика или гуманитарное сотрудничество?
Д.М.: Мне кажется, что нужно рассматривать эту проблему комплексно. Одно без другого не может существовать. Если бы не было нашего желания, сугубо гуманитарного, проводить этот диалог – ничего бы не состоялось, с другой стороны – если бы не было средств, чтобы его провести, тоже ничего бы не состоялось. А если не было бы перспектив, в плане развития нефтяного бизнеса, других форм экономического сотрудничества, то это было бы все бессмысленно. Поэтому речь идет о некоем комплексном мероприятии.

Ф.Б.: Совершенно согласен с коллегой. Мир ислама после 11 сентября был объявлен врагом. Россия ни в коем случае не должна присоединяться к подобному призыву, потому что она сосуществует с этим миром с давних времен. Известно, что Владимир Путин заявил после 11 сентября: он не против ислама как такового, он против той маргинальной части исламской цивилизации, которая путем террора борется за свои интересы. Кроме того, исламский мир не считает Россию своим врагом, никогда исторически не считал и не будет.

48,26 KbВернемся к роли Татарстана в российско-арабском диалоге. Прошло более 1000 лет с того времени, как на берегах Волги появился Ибн-Фадлан, и все-таки в арабских странах о Татарстане пока мало что известно, незаслуженно, как мне кажется. Знают, в основном, о республиках Средней Азии – Казахстане, Узбекистане и других. Справедливо ли такое положение дел?
Ф.Б.: Как мне известно, о Татарстане арабы все-таки знают. Во-первых, в исторической литературе упоминается очень много о Татарстане. Кроме Ибн-Фадлана, очень серьезная переписка велась между Мамлюкским государством Египта и Золотой Ордой. В Сирии в нефтяной отрасли работают специалисты из Татарстана.

Что касается Казахстана, естественно, это крупное государство, независимое, имеет свои посольства. Но я считаю, что и Татарстан может сейчас открывать свои представительства, чтобы заявить о себе.

Д.З.: Хотел бы добавить. Для многих арабов Казахстан и Казань – это одно и тоже. Например, присылают письмо с адресом: «Казань, Казахстан, ректору Салахову». Но, братцы, мы ведь не лучше знаем об арабском мире. Даже среди студентов университета, бывает, Иран причисляют к арабским странам, Сирия и Ассирия – для них одно и то же.

Татарстан является «северным форпостом исламского мира». Должны ли татары-мусульмане ставить себе в пример образец жизни арабских мусульман или у нас есть какой-то свой путь в этом развитии?
Д.З.: Ислам есть ислам. Не может быть ни европейского ислама, ни среднеазиатского, ни восточносибирского. Вместе с тем, я не скажу, чтобы татары воспринимали ту культуру, те особенности арабской мусульманской жизнь. Невозможно в нашем регионе жить по тем правилам, по которым живут в пустыне бедуины или в арабских городах.

Наши предки проложили путь, по которому мы должны идти, но при этом не противопоставляя себя исламскому миру.

Д.М.: Вы знаете, с одной стороны, я сам не мусульманин, с другой – я не местный житель, я наблюдатель. Интересуюсь, конечно, историей татар, Золотой Орды и даже иногда выступаю с передачами просветительского характера на московской радиостанции, которая называется «Исламская волна». Эта радиостанция вещает на русском языке, главным образом, для русскоязычных мусульман, которые живут в Москве и Московской области.

Мне хочется сказать, что я полностью согласен с Джамилем Габдулхаковичем в том, что ислам, как религиозное учение, – един. И, безусловно, противопоставлять одних мусульман другим по региональному принципу – бессмысленно. С другой стороны – мусульмане всякой страны, даже всякой области имеют свои особенности, очень дорогие им, которые связаны с их историей, с их образом жизни. Тем более, татары поволжские – один из древнейших мусульманских народов, живущих на территории Российской Федерации, поэтому менять что-то кардинальным образом в угоду чему-то внешнему – бессмысленно. У татар есть свои собственные мусульманские традиции. Если угодно, к ним можно вернуться, если вы считаете, что они утеряны в какой-то мере, их стоит развивать.

Ф.Б.: Я тоже сторонний наблюдатель, еще «более сторонний», чем Дмитрий Валентинович. Я переехал из Сирии в Москву и уже давно занимаюсь востоковедением.

Хотел бы добавить, что среди татар были ученые, люди с мировыми именами, которые даже делали попытки реформировать ислам. Скажем, Гаспринский, Бигиев – эти люди для исламского мира, действительно, величины, поэтому татарский ислам является образцом для других. Российские мусульмане являются образцом цивилизованности, образованности, они не испорчены историческим развитием других исламских регионов, в которых было очень много противоречивого, что до сих пор дает о себе знать. Мусульманский мир смотрит на вас с восхищением – это надо сохранить именно в Татарстане.

Как вы оцениваете перевод Корана Валерии Пороховой, близок ли он к источнику?
Д.З.: Невозможно изложить все нюансы на другом языке. Существовали десятки переводов. В русском языке – мне больше по душе перевод Богуславского. И все же предпочитаю читать в оригинале.

Ф.Б.: Что касается Пороховой… Человек, который не является носителем арабского языка, не может передать точно его смысл. Конечно, более академические переводы – это переводы Крачковского, Османова.

Иными словами, чтобы переводить Коран, надо с молоком матери впитать арабский язык, надо вырасти в этой среде?
Д.М.: Надо иметь регулярное востоковедное а лучше арабистическое образование – дело не в происхождении. Госпожа Порохова такое образование не имеет. Она, конечно, человек одаренный, но ее перевод, в общем-то, весьма отдаленно похож на подлинник и передает его смыслы весьма и весьма приблизительно.

Не исказит ли этот труд восприятие Корана?
Д.М.: Думаю, нет. Она это делала с добрым намерением, а это самое главное.

Руслан МУХАМЕДШИН

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100