news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Дмитрий ЕМЕЦ:

«Такого разнообразия детской литературы не было уже 30 лет»

«Такого разнообразия детской литературы не было уже 30 лет»

Популярный детский писатель Дмитрий Емец встретился с казанцами. Один из книжных магазинов столицы организовал встречу с «отцом» Тани Гроттер и Мефодия Буслаева в рамках Недели детской книги. Перед встречей с юными читателями Дмитрий Емец, отец пятерых детей ответил на вопросы корреспондента ИА «Татар-информ».

Общий тираж изданий писателя с сентября 1999 года по настоящее время – более 5 миллионов, а количество книг – 28. Только за 2008 год тираж книг «отца хулиганского фэнтези» составил 577,5 тысячи экземпляров. Объем тиражей книг Дмитрия Емца уступает лишь изданиям классиков детской литературы – К.Чуковского, А.Барто, Г.Х.Андерсена и С.Михалкова.

Дмитрий, вы впервые в Казани?
Д.Е.:
Можно сказать, что в Казани я в первый раз. Потому что, будучи студентом, я был здесь проездом из Саратова. Мы без ночевки один день гуляли по Казани. А в нынешний визит у меня появилась возможность хорошо посмотреть город. И Казань мне понравилась – у города есть свой облик, свое лицо. Сначала мы посетили Раифский монастырь, потом были в Кремле, поклонились иконе Казанской Божьей матери. На меня все произвело очень большое впечатление. На самом деле вам повезло, что вы живете в Казани.

Вы посещали в Казани святые места. А каких религиозных убеждений вы придерживаетесь?
Д.Е.:
Я православный.

У вас пятеро детей. Насколько детскому писателю помогает наличие дома такого количества чад?
Д.Е.:
Это сильно омолаживает. И если ты видишь живых детей, а не абстрактных, то работать гораздо проще. Потому что зачастую их идеализируешь, а реальные дети оказываются другими.

Собственные дети становятся первыми читателями ваших книг?
Д.Е.:
Обычно нет. Все-таки книга сначала выходит, и уже потом они ее читают. До возраста Тани Гроттер и Мефодия Буслаева дорос пока только старший сын Ваня – ему 10 лет. А девчонки больше читают «Дракончик Пыхалка» и другие книги, которые были написаны для самых маленьких.

Может быть, стоит сначала дать своим детям прочитать книгу, оценить их реакцию, а потом что-то изменить…
Д.Е.:
На самом деле, сколько детей ни возьми – своих или чужих – у всех будет своя реакция. Дети смотрят на книгу совсем другими глазами, чем взрослые. И реально можно только какой-то «хвост» убрать – это когда что-то забываешь или в чем-то путаешься. А у ребенка очень острое зрение, и он может это увидеть.

Вы когда-нибудь предполагали, что станете детским писателем?
Д.Е.:
Нет, у меня в детстве даже не было такой мысли – мне хотелось стать моряком, полярником, пиратом. В старших классах я почувствовал, что уже пришло время выбирать вуз. Я ощущал, что у меня гуманитарная тяга, но еще не знал точно, будет это педагогика, литература или история. В итоге я поступал в три вуза, и поступил на филологический факультет МГУ. Я думаю, это во многом определило мою дальнейшую судьбу.

Дмитрий Емец - кандидат филологических наук. В 22 года стал самым молодым членом Союза писателей России. Он - автор научных трудов по православной истории, большой знаток русского фольклор, автор многочисленных книг и музыкальных спектаклей для детей и подростков.

На ваш взгляд, существует ли принцип, по которому пишется детская книга – чтобы она была интересна, понятна и полезна ребенку?
Д.Е.:
Конкретной схемы нет. Это скорее собственное, авторское видение. Прежде всего, книга должна быть написана честно, от всего сердца и не быть, с одной стороны, слащавой, а с другой – должна быть интересна самому автору. Если самому писателю не интересно то, что он делает, то это никому не будет интересно. Поэтому я сам – главный читатель моих книг и их главный адресат. Я пишу книги для себя, и они уже со временем выходят на какого-то конкретного читателя.

У вас есть какая-то собственная любимая серия, или это как дети – выбрать невозможно?
Д.Е.:
Серии писались в разное время. Такого не было, чтобы я одновременно писал сразу несколько серий. Вначале это была серия книг о капитане Кроксе, до этого - дракончик Пыхалка, потом - Таня Гроттер, Мефодий Буслаев. Возможно, если Бог даст, будет новый сериал. Каждый момент жизни – это какая-то новая серия. Как в одну реку нельзя войти дважды, так и в одну книгу дважды нельзя войти. К тому же, со временем ты сам меняешься и понимаешь, что во второй раз эту книгу так же не написал бы.

Каких писателей вы любили в детстве?
Д.Е.:
Если говорить о самых ранних школьных годах, я очень любил Ирину Токмакову, Софью Прокофьеву, Астрид Линдгрен – «Карлсона» я читал раз 15. Я любил читать о приключениях Маугли, Незнайки, Винни-Пуха. В университете я увлекся русской классикой XIX века. А потом – мемуаристикой и письмами. Я понял, что каждый человек может написать бессмертную книгу, потому что жизнь каждого из нас уникальна.

Сегодня вы один из самых популярных детских писателей. Вы чувствуете конкуренцию в этой среде? Или считаете, что детская литература находится в некотором застое?
Д.Е.:
Я не считаю, что детская литература находится в застое. И если раньше активных имен было 10-12, то сейчас я знаю огромное количество хороших детских писателей. Это Тамара Крюкова, Валентин Постников, Екатерина Матюшкина – огромное количество интереснейших авторов. Просто может быть, кого-то мы знаем лучше, а кого-то хуже. Но на качестве книг это никак не сказывается. Такого разнообразия детской литературы, как сейчас, не было уже последние 30 лет. Сейчас выходят замечательные детские книги. Я думаю, эта тенденция еще продолжится. Но открыть для себя абсолютно нового детского автора могут позволить себе немногие. Многие покупают только хорошо известных авторов.

Насколько часто вы встречаетесь с читателями?
Д.Е.:
В среднем в год бывает 3-4 поездки в новые города. Но аудитория аудитории рознь. Если брать московские книжные выставки, то в основном на такие встречи приходят старшеклассники и студенты. После московских выставок мы всегда ходим бродить с читателями – ходим по ВДНХ, общаемся, я понимаю что-то о них, а ребята – обо мне. Мне приходит много писем по электронной почте. И тоже понимаешь – кто тебя читает и зачем.

Кто и зачем?
Д.Е.:
Нет универсалий – кто-то читает ради сюжета, кто-то из-за прочих пунктов. Обычно мальчики присылают мне письма с кучей вопросов, а девочки – целые простыни текста, даже без абзацев, точек, просто поток сознания. И каждый читатель видит в тебе что-то свое.

В заключение хотел бы сказать, что встреча в Казани приурочена к выходу моей повести-сказки «Дракончик Пыхалка» - я когда-то с нее начинал. И эта книга 14 лет не переиздавалась. Я сделал достаточно подробную редакцию этой книги, а художник иллюстрировала ее на протяжении двух лет. Очень важно, что Казань стала первым большим городом, куда я ее привез.

Материал подготовила Кристина ИВАНОВА
Фото Екатерины КРАСУЦКОЙ

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100