news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Деревянный мост и старинная ливневка: открылась выставка снимков Казани XVIII века

Первые «фотографии» послепугачевского города были случайно найдены архитектором-краеведом Сергеем Саначиным в Музее Академии художеств России в Петербурге.

Деревянный мост и старинная ливневка: открылась выставка снимков Казани XVIII века

(Казань, 23 декабря, «Татар-информ», Оксана Романова). Известный архитектор-краевед Сергей Саначин завершил свое очередное исследование, которое заняло у него почти десять лет. Результатами своих изысканий он поделился на экскурсии-презентации «Позапрошлая Казань», состоявшейся в Музее казанской иконы. В ближайшую неделю здесь будет доступна выставка с одноименным названием, созданная по материалам исследования из первых снимков города, которые были сделаны 240 лет назад с помощью камеры-обскуры.

Из исторической переписки Сергей Саначин выяснил, что 23 снимка Казани XVIII века были выполнены по поручению командира Казанской гимназии Юлия Ивановича фон Каница – вероятнее всего, его учениками. Каниц планировал через Гавриила Державина преподнести их Екатерине II. В питерском музее, где они были обнаружены Саначиным, хранится, по мнению исследователя, комплект снимков, которые в письме Каниц обещал прислать Строганову.

Выставка организована как экспозиция-сравнение исторических снимков и тех же панорам города в современности. На старинных «кадрах» посетители смогут увидеть, например, единственное изображение древней Воздвиженской церкви еще в пятиглавом виде – до произошедших после пожара 1815 года переделок. А также усадьбу президента магистрата и городского головы Петра Григорьевича Каменева, в угловом корпусе которой размещалась полиция, старинный деревянный Владимирской мост на Булаке и первые ливневки Казани – «для чистоты протянутые дерном выкладенные каналы».

«Казань того времени была не чуть-чуть, а совершенно иной. Уже в ХХ веке от екатерининской Казани оставались только следы, и во второй половине XIX века Казань тоже была другой. Другой она была даже в первой половине XIX века. Что доказывают дошедшие до нас живописные виды, особенно серийные – Василия Турина, Эдварда Турнерелли...» – начал вводить в курс дела Сергей Саначин слушателей, в основном экскурсоводов.

Он отметил, что здания городов не вечны, как и их обитатели, и утраты в архитектурном облике происходили всегда. Всегда же существовало неприятие нового.

«То, что мы сегодня ценим, например, гостиница “Казань“, Александровский пассаж, Чернояровский пассаж, вызывало бурное недовольство у казанцев тех времен, воспринимавших их как беспардонные громадины на фоне той застройки, которая была раньше. То, что мы сегодня называем ансамблевостью или стилистическим единством, – это огромная натяжка применительно к дошедшему до нас архитектурному наследию, но совершенно буквально применимо к застройке главных улиц Казани конца XVIII века», – подчеркнул Саначин.

Удивляться термину «снимки» применительно к XVIII веку, пояснил архитектор-краевед, не стоит: в то время именно его официально использовала высшая художественная инстанция – Академия художеств при Академии наук. Так называли выполненные полумеханическим способом с помощью камеры-обскуры городские пейзажи. Прибор – «праматерь современного фотоаппарата», как назвал его Саначин, начал использовать впервые в России при дворе Елизаветы Петровны первый инженер и театральный маляр – выходец из Рима Йозеф Валерьяни. Устройство для рисования с натуры городских видов и панорам применяли и все крупные западноевропейские видописцы, в том числе Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер и Ян Вермеер.

Рисующий садился внутрь затемненной камеры напротив окна и переносил видимую им панораму на бумагу, которая была разделена на равные клетки, соответствующие клеткам решетки на окне. При этом важно было оставаться неподвижным.

Сергей Саначин рассказал корреспонденту ИА «Татар-информ», как в 2010 году в Музее академии художеств России в Санкт-Петербурге искал «лицо Генриха Бернардовича Руша, которое не мог нигде найти». Случайно в картотеке фондов увидел знакомые очертания Казани, причем без какой-либо атрибуции. Ни город, ни время, ни авторство, ни то, когда и от кого они поступили, указаны не было. Именно эти изображения города послепугачевской поры составили экспозицию выставки по исследованию Саначина «Позапрошлая Казань».

«Картинки появились в 2010 году, тема того, как Пугачев брал Казань, появилась в 2015 году. Сегодня я для себя поставил в этой теме точку. Может быть, найдется герой, который захочет помочь в ее издании», – сказал собеседник информагентства в ответ на вопрос о длительности исследования и сроках выхода соответствующей книги.



Галерея: Открытие выставки "Позапрошлая Казань" по материалам Сергея Саначина
news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100