news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Денис МАТВИЕНКО: «На Нуриевский фестиваль в Казань приезжают самые достойные танцовщики»

В студии агентства «Татар-информ» в режиме online состоялась видеоконференция, посвященная ХХ международному фестивалю классического балета имени Рудольфа Нуриева. Во встрече с журналистами приняли участие художественный руководитель балета Татарского академического государственного театра оперы и балета имени М.Джалиля, заслуженный артист России и Татарстана, лауреат приза «Душа танца», член оргкомитета фестиваля Владимир Яковлев и ведущий солист Большого театра России, Национальной оперы Украины им.Т.Шевченко, заслуженный артист Украины, лауреат международных конкурсов Денис Матвиенко.

24 мая в Казани завершился юбилейный ХХ международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. Довольны ли вы итогом проведенной работы и все ли намеченные планы, касающиеся фестиваля, удалось реализовать?
В.Я.: Перед нами всегда одна и та же задача – провести следующий фестиваль на таком же уровне, как и предыдущий, а еще лучше, чтобы он был хотя бы на одну ступень лучше. Должен сказать, что нынешний фестиваль состоялся во всех отношениях. Очень много было новых имен, которые стали открытием для нашего зрителя и, вместе с тем, в фестивале принимали участие наши старые друзья, которые уже известны всему миру. Было представлено множество театров из разных стран мира. Даже сама география приглашенных людей говорит об успешности фестиваля. Каждый спектакль был открытием для казанских ценителей искусства. Слава богу, в России воспитываются просто мастера балетного искусства и можно сказать, что, как и в советское время, наш балет впереди планеты всей. И наш фестиваль подтвердил, что Россия и другие страны богаты талантами, которыми мы поразили нашу публику.

Настоящим праздником для жителей Казани стало приглашение на фестиваль Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. Чья это была идея? Выступления каких известных российских театров в ближайшем будущем можно будет увидеть на сцене татарского театра?
В.Я.: Желание пригласить известные балетные труппы в Казань есть всегда. Но надо учитывать, что наши желания должны совпадать с нашими возможностями. Мы давно хотели пригласить балет Эйфмана в Казань, но удавалось работать только с отдельными солистами. Нам повезло, что они приехали в столицу Татарстана. Это большое событие для нашей публики, так как Бориса Эйфмана больше знают за рубежом, чем в России. Что касается других коллективов, то пока это все в стадии раздумий.

Радует, что на этот фестиваль были приглашены любимцы казанской, и не только казанской публики - Денис и Анастасия Матвиенко. В прошлом году вы продемонстрировали свой знаменитый танец "Радио и Джульетт", который не может оставить равнодушным никого. Какие сюрпризы вы подготовили к нынешнему гала-концерту фестиваля?
Д.М.: «Радио и Джульетт» - это был современный номер, который был поставлен два года назад. В этом году вместе с женой - Анастасией Матвиенко мы продемонстрируем казанской публике па-де-де из балетов «Корсар» и «Тарантелла».

Денис, вас по праву называют одним из лучших танцовщиков современности, талантом "высшей пробы". На Х Международном конкурсе артистов балета в Москве вы получили Гран-при конкурса. Вы часто гастролируете по всему миру, получаете много предложений от различных театров, но, несмотря на большую загруженность, уже который год неизменно выступаете на фестивале имени Рудольфа Нуриева. Чем вас привлекает сотрудничество с нашим театром оперы и балета?
Д.М.: Выступление на фестивале было запланировано заранее, более того, сейчас уже идет подготовка к следующему. Внутри себя я всегда знаю, что в мае фестиваль имени Нуриева и этот месяц у меня ассоциируется именно с этим праздником танца, который проходит в Казани. Дни, когда проходит этот фестиваль, заранее забронированы, это святое для меня. Надеюсь, что приму участие в следующем фестивале, главное, чтобы было здоровье, а желание такое есть. Вообще я всегда поражался этому фестивалю, так как в наше время все это тяжело очень проводить и, я знаю, каково приходится организаторам. В первую очередь все упирается в деньги, ведь, чтобы было качество, то обязательно надо за это платить. Я знаю, что на фестиваль всегда приезжали лучшие танцовщики мира.

В.Я.: Как раз перед приездом в агентство «Татар-информ» мы с Денисом Матвиенко обсуждали возможность показа чего-то нового на фестивале. Если он сможет все это воплотить в жизнь, то будет что-то новое, это будет здорово.

А как удается каждый раз организовывать фестиваль на таком высоком уровне?
В.Я.: Во-первых, благодаря собственным нервам. Организовать фестиваль такого уровня чрезвычайно трудно. Намного труднее, чем в советские времена, когда театры были закрытые, редко кто ездил за границу. Теперь простора больше и солисты гастролируют по всему миру, они все востребованы. Очень трудно сделать так, чтобы они приняли участие в нашем фестивале из-за очень плотного графика работы артиста с мировым именем. Нам помогает то, что у фестиваля уже есть имя, его знают. Артисты знают, что здесь очень хорошая организация труда. Часто танцоры приезжают к себе на родину и рассказывают о том, как мы работаем. И еще, ведь есть понятие опыт – это своеобразная модель, которая уже работает много лет. Главное, что руководство театра заинтересовано в том, чтобы Нуриевский продолжался, жил. Аналогов нашему фестивалю нет в России, чтобы в течение 20 лет шел такой праздник танца. Поддержку оказывает и руководство республики, хотя, хотелось бы, чтобы эта поддержка была более достойной. Я имею в виду материальную сторону.

Д.М.: Действительно, самое тяжелое – это держать высокую планку фестиваля. Тем более, если ты ее повысил уже очень серьезно. Каждый фестиваль и зритель, прежде всего, требует чего-то нового, так как он много чего уже видел. И для нас, как для танцовщиков, очень важно и престижно выступить на вашем фестивале, ведь приезжают очень достойные артисты балета. Понятно, что это не конкурс, а фестиваль, но элемент соревнования есть. Балетный мир очень тесен и мы все друг друга знаем, поэтому это еще и место встречи для нас. Но на сцену выходишь со здоровым энтузиазмом и чувством соперничества, когда ты радуешься за успехи соседа и стараешься показать все, на что ты способен.

Вы выступали на престижном фестивале в Нью-Йорке "Звезды балета XXI века". Какие у вас остались впечатления от этой поездки?
Д.М.: Было здорово, так как было много друзей на фестивале. Что интересно, больше всего было русских, наверно, это связано с тем, что в России лучшая хореографическая школа.

Расскажите, пожалуйста, в каких еще театрах мира можно будет увидеть ваши выступления в этом году?
Д.М.: Трудно сказать. К примеру, скоро в Большом театре будет премьера балета «Корсар». Мы будем танцевать со Светланой Захаровой. Потом планируется поездка в Японию, Лондон. Я обещаю обновить свой сайт, там будет вся информация.

Вы часто выступаете со своей супругой Анастасией Матвиенко. Не отражается ли работа на ваших личных отношениях?
Д.М.: Нет. Я не хочу говорить об этом, так как это личное. Но хочу сказать, что те супружеские пары, которые танцую вместе они, наверно, решили, как и мы, что сцена это одно, а жизнь – это другое. На сцене мы не муж и жена, а балерина и танцовщик, которые должны профессионально подходить к работе, а не отталкиваться от амбиций. С одной стороны легче, а с другой и претензий друг к другу больше.

Раньше фестиваль больше тяготел к балету классическому, то сейчас тенденция меняется и на сцене все чаще появляется современная авангардная хореография. Что вы думаете об этом?
Д.М.: Дело в том, что классический танец когда-то тоже был современной хореографией. Естественно нужно идти вперед и не останавливаться. Классический балет – это история, основа всего, на котором основывается современный танец. Можно одну и ту же тему исполнить немного по-другому. Например, «Радио и Джульетт» - это было наше желание сделать хороший, современный номер. Это одноактный балет – это встреча на балу современных Ромео и Джульетты. Это абсолютный модерн, но сюжет прозрачен. И в конце спектакля ком в горле и слезы накатываются. Я за современную хореографию, это развивает любого танцовщика.

В.Я.: Я положительно отношусь к современной хореографии. Классика проверена временем. В современной хореографии есть гениальные вещи, а есть не очень. Если это талантливо сделано, есть свой неординарный взгляд на движение танца, то это только приветствуется. Классический балет тоже меняется, ведь каждый новый танцовщик – это уже новый спектакль. И еще - модерн надо учиться танцевать, это уже другая школа.

Д.М.: Когда мы готовили номер «Радио и Джульетт», то у нас все болело. Мы вставали и не могли уже разогнуться, мышцы уже по-другому работают. Мы сначала не могли этот номер дотянуть до конца – дыхания не хватало, и руки болели, ведь мы даже по-другому двигались.

Расскажите, пожалуйста, о планах театра на будущее.
В.Я.: В ближайшем будущем на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им.М.Джалиля состоится премьера балета на музыку французского композитора Лео Делиба «Копелия». Я думаю, что мы поставим этот балет в октябре нынешнего года. Затем с классическими спектаклями мы поедем на трехмесячные европейские гастроли – это Франция, Австрия, Германия, Швейцария, Бельгия.

Кроме того, в 2008 году планируется постановка балета «Спартак» в постановке Георгия Ковтуна. Наш город связан с именем Рудольфа Нуриева, и есть у нас также мысль поставить спектакль, посвященный этому великому танцору. Эта постановка будет рассказывать о его жизни, каким был Нуриев. Пока все только на стадии переговоров, но идея такая есть, и ее хотелось бы воплотить в жизнь.

Беседу вела Люция Камалова

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100