news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Давыд МЕНДЕЛЕВИЧ: «Физкультура и спорт являются мощным антистрессовым инструментом»

В 1992 году Всемирная федерация психического здоровья предложила ежегодно в октябре отмечать Всемирный день психического здоровья. В этот день гостем студии агентства «Татар-информ» стал профессор кафедры психиатрии КГМУ, заслуженный деятель наук РТ Давыд Менделевич. Из города Зальцбург (Австрия) участие в пресс-конференции в режиме online принял завкафедрой медицинской и общей психологии КГМУ, директор Института исследования проблем психического здоровья профессор Владимир Менделевич. Вела беседу журналист Яна Валиди.

Что же такое психическое здоровье человека и есть ли общие критерии?
Д.М.:
Понятие психического здоровья не определено жесткими рамками. Существует позиция определять психическое здоровье как отсутствие психической болезни. Но этого недостаточно, потому что может не быть заболевания, но могут быть некоторые состояния, эмоциональные, волевые, которые будут отражаться на поведении. К нам очень часто после выступлений даже кого-либо из крупных политиков обращаются с вопросом: «Разве это может говорить здоровый человек?» Для того чтобы сказать о психическом здоровье, мы должны иметь в виду, что понятия нормы и патологии в психике очень сложны и имеют много переходов.

Считается, если и биологически и социально человек может существовать нормально, он психически полноценен, психически здоров. Но психические болезни тоже разнородны – есть болезни, связанные с генетическим кодом, так называемые эндогенные психические болезни, и во всем мире примерно 1 процент населения страдает подобными заболеваниями независимо от цвета кожи, национальности, места жительства. И есть болезни, которые зависят от социальных условий. Этих болезней значительно больше – у разных авторов от 50 до 500 на тысячу населения, то есть, чуть ли не каждый второй может страдать пограничным психическим расстройством.

Есть ли понятие «профилактика психического здоровья»?
Д.М.:
Что касается профилактики психических расстройств, именно физкультура и спорт являются мощным антистрессовым инструментом. Подразумевается, если человек физически здоров, то он и психически должен быть полноценен. Но это правильно лишь отчасти. Есть и обратная взаимозависимость между психическим состоянием и физическим, когда от психического состояния зависит физическое. И есть в рамках пограничных расстройств так называемая психосоматическая медицина, когда развитие эмоциональных, волевых расстройств приводит в итоге к соматическим заболеваниям, таким как гипертоническая болезнь, диабет, язвенная болезнь 12-перстной кишки, бронхиальная астма и целый ряд других заболеваний, которые, начавшись как психогенные, дальше развиваются по своим законам и лечатся уже у других врачей. Об этом еще писал наш соотечественник, известнейший академик Владимир Бехтерев.

Возникает вопрос – что делать? Есть так называемый паспорт здоровья, включающий показатели, за которыми каждый человек должен следить, такие как уровень артериального давления, индекс массы тела, уровень сахара в крови, липопротеиды. Если параметры в пределах нормы – а в каждом возрасте она своя – можно следить за соматическим и психическим состоянием.

Владимир Давыдович, какие вопросы поднимаются на семинаре в Австрии, в котором вы принимаете участие?
В.М.:
В Австрии проходит семинар по эффективному лечению зависимостей. Психиатрия, психические заболевания сегодня расширились за счет множества разнообразных форм зависимостей, как химических – наркомания, алкоголизм, токсикомания – так и нехимических, в частности, даже наша республика столкнулась с проблемой игровой зависимости. На этом семинаре мы обсуждаем, каким образом подходить к эффективному лечению и как сделать так, чтобы психическое здоровье сохранялось в обществе, и не распространялись разнообразные формы зависимости.

Одна из форм зависимости – стремление решить свои проблемы с помощью магии, колдовства. В Госдуме уже разработан законопроект, ограничивающий рекламу таковых услуг…
Д.М.:
Психиатрическая общественность приветствует принятие такого закона. Мы постоянно сталкиваемся с ситуацией, когда наши пациенты идут к знахарям, колдунам. Там они вряд ли получают достаточно квалифицированную помощь, но более страшно, что часть из них оказывает помощь при условии прекращения предыдущего лечения. Как это сказывается на больных эпилепсией, диабетом, которые должны принимать препараты постоянно, систематически?

В.М.: Естественно, что психиатры отрицательно относятся ко всему, что выходит за рамки науки и не подкреплено серьезными научными исследованиями. После оккультно-мистических услуг люди нередко оказываются в психиатрических заведениях с обострением или выявлением психических расстройств. Если грамотно обозначить место людей, занимающихся народной медициной, народной психологией, то можно извлекать пользу. Но если эти люди не берут на себя ответственность и практикуют методики, вредные для психического здоровья, то их деятельность необходимо ограничивать.

На западе настолько же сильно внимание людей к оккультным школам?
В.М.:
Россия и восточные страны отличаются широким распространением так называемых экстрасенсов и парапсихологии. На западе тоже существуют люди, практикующие эти методики, но их в десятки раз меньше. При этом на их услуги не распространяется медицинское страхование. Западный человек более прагматичен, чем россияне, он не будет обращаться за помощью, не обеспеченной страховкой.

Два дня – День психического здоровья и День пожилого человека – в календаре памятных дат оказались рядом. Какие рекомендации вы могли бы дать пожилым?
Д.М.:
Пожилые люди - наименее защищенная категория, и в том числе в психологическом смысле. Это явление одиночества – выход на пенсию является одним из самых стрессогенных факторов - отсюда огромное количество депрессий. Надо просто понимать, что в пожилом возрасте заостряются все психологические черты, меняется характер, нарушаются контакты между возрастными слоями. Есть свои специфические болезни старости – климакс, ожирение, гиперадаптоз – повышенная активность, когда усиливается деятельность ряда гормонов, что приводит к суетливости, многоречивости, раздражительности - которые в обществе очень затруднительны.

Что бы мы ни делали для пожилых людей, они должны больше общаться со своими сверстниками, больше, чем с другими категориями людей. Поэтому программы для пожилых построены таким образом, чтобы создать группы здоровья для пожилых, группы по интересам – чтобы они могли в этой категории заниматься и себя реализовывать.

Не нужно стесняться зайти на консультацию к психиатру, специалисту…
Д.М.:
У нас отношение к психиатрам – будто бы они лечат психически больных. Нет. У нас большинство больных – пограничные между неврологией и психиатрией, между нормой и патологией. И потому не нужно стесняться, а идти навстречу психиатрам, психоневрологам, чтобы решать свои проблемы.

В.М.: Нужно более открыто и честно говорить о проблемах психиатрии самим психиатрам. Антипсихиатрическое движение в последнее годы очень активно поднимает голову во многих странах, к сожалению, это иногда основано на тех промахах, которые совершают психиатры. Нужно максимально соблюдать конфиденциальность и врачебную тайну. А в целом налаживание контакта между психиатрией и обществом посредством СМИ, мне кажется, может решить многие вопросы и снять, преодолеть негативный стереотип в отношении психиатрии.

Молодые люди не воспринимают прямых советов и указаний о том, каким образом сохранять здоровье, в том числе психическое. Другое дело, насколько комфортно человеку жить в состоянии психического здоровья и сможет ли он сохранять психическое здоровье без использования искусственных способов – я говорю о химических веществах и так далее. Если у человека есть желание быть здоровым – делать карьеру, создавать семью, растить детей, то он будет ориентироваться на эталоны психического здоровья.

Материал подготовила Елена ЧЕМБАЕВА

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100