news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Далекое-близкое//ТАТАРСКИЙ РЕНЕССАНС//6 декабря, №49

17,31 Kb(Продолжение. Начало в №№44-48). В этом плане наибольшим успехом пользовались типографии И.Н.Харитонова, Казанского университета, Б.Л.Домбровского, И.В.Ермолаевой и ее преемников, частично наследников М.Чирковой и др. Главенствующее положение в издании татарских книг в Казани занимала, пожалуй, типография И.Н.Харитонова, где в 1905—1916 гг. было выпущено 568 книг общим тиражом свыше 2,8 млн. экз. Причем количество татарских книг, печатаемых в этой типографии, растет до 1909 г., достигая 70 изданий, а затем идет некоторое снижение. В августе 1916г. типография влилась в систему книгоиздательского общества “Умид” (Надежда).

Внушительны показания типографии Б.Л.Домбровского, где за период с 1905 по 1917 гг. было издано 387 книг общим тиражом 2,6 млн. экз., Казанского университета (тот же период, 321; почти 1,8 млн.экз.), И.В.Ермолаевой и ее преемников (1906—1910, 169; 790 тыс. экз.). В 1905—1909 гг. выдала “на-гора” 35 книг при тираже 517 тыс. экз. типография наследников М.Чирковой. Среди частных русских типографий Казани, занимавшихся выполнением татарских заказов, действовали типо-литография И.В.Перова, типографии А.М.Кокорева и К°, В.В.Вараксина, бр.Семеновых.

Говоря о деятельности русских типографий, в особенности И.Н.Харитонова и Л.П.Антонова, следует подчеркнуть, что печатание (иногда возобновление) здесь татарских книг является примером дружбы и поддержки передовыми русскими деятелями прогрессивных татарских издателей в периоды политических ненастий.

В годы реакции некоторым татарским подвижникам все же удается организовать товарищества по изданию национальной книжной продукции. В связи с этим заметный след в татарской издательской деятельности Казани оставляют типографии товариществ “Миллят” (Нация) и “Умид”, открывшиеся соответственно в 1908 и 1911 гг. Созданные в результате многолетней борьбы (с 1902 г.), эти типографии заметно оживили общий фон развития непериодической печати. Более того, по количеству изданий они успешно конкурировали со многими вышеназванными типографиями. Так, если в первой из них в 1908—1916 гг. было издано 256 книг (общий тираж 1,3 млн. экз.), то во второй (в 1911—1917 гг.) — 401 книга (1,3 млн. экз.). Особенностью “Миллят” было то, что здесь, несмотря в целом на светскую направленность, более чем одна треть книг приходилась на долю сочинений религиозного и религиозно-нравственного характера.

Можно сказать о произведениях Г.Камала (“Несчастный юноша”, “Первое представление”, “Ради подарка”, “Распутство”, “Банкрот”, “Тайны нашего города”, “Шурин”, “Женюсь!.. Зачем женился?”). Национальный театр со дня своего возникновения повернулся лицом к русской и зарубежной классике, где первенствующее место занимали А.Н.Островский, Н.В.Гоголь, А.П.Чехов, Ф.Шиллер, Ж.-Б. Мольер, Г.Гейне. Помимо этих имен в репертуаре звучали имена десятков русских и зарубежных авторов, представителей западной и восточной культуры.

Первая мировая война явилась громадным бедствием для развития литературы и искусства. Репертуары театров оскудели, оригинальные сценические произведения рождались редко. Из репертуаров центрального русского театра исчезли произведения русских и европейских классиков, а провинциальные театры поддерживали свое существование, обращаясь к дешевым комедиям, водевилям. Именно в таких условиях ведущая татарская театральная труппа “Сайяр” как раз и обратилась к произведениям русских классиков: А.Н.Островского (“Гроза”, “Без вины виноватые”, “Доходное место”), Н.В.Гоголя (“Ревизор”, “Женитьба”). Зрители видели на татарской сцене и зарубежную классику - “Коварство и любовь” Ф.Шиллера, Скупой”, “Лекарь поневоле” Ж.-Б. Мольера.

13 марта 1915 г. в Казани состоялся бенефис Г.Кариева, вылившийся в настоящий праздник национального сценического искусства. В отзывах прессы Кариев именовался как “отец национального театра”, “руководитель выдающейся труппы, являющейся на сегодняшний день единственной школой изящного искусства”.

С началом войны в Казани, превратившись в военный лазарет, закрылся Восточный клуб, где ставились татарские спектакли. Часть артистов была призвана в армию, серьезно заболел Г.Кариев. Все это поставило “Сайяр” в трудное положение. В составе труппы в разное время играли известные артисты Г.Кариев, В.Муртазин-Иманский, К.Тинчурин, Б.Болгарский, Г.Болгарская, Н.Сакаев, А.Кулалай, К.Шамиль, Г.Мангушев, Камал I, З.Баязитский, Н.Таждарова и др. В театральном сезоне 1914/15 года “Сайяр” ставил такие произведения, как “Несчастный юноша”, “Распутство”, “Ради подарка” (Г.Камал), “Голод велел” (Я.Вали), “Женитьба” (Н.В.Гоголь), “Артист” (Г.Кариев) и т.д. В репертуаре труппы находились также пьесы легкого жанра: “Из-за любви”, “Жертва знахарей”, “Наша эпоха”, “Находка”, “Малая война”, “Беглецы”, “Денщик Гали”, “Ревнивый муж” и др.

По актуальности постановленных проблем и оригинальности их решения выделялась драма реалистического содержания “Неравные” (Ф.Амирхан), которая была поставлена 9 февраля 1915 г. в Новом клубе (г. Казань). В начале 1916г. “Сайяр” принял у Ш.Камала комедию “Хаджи женится”. Однако из-за запрета со стороны цензуры пьеса до зрителя не дошла. Премьера спектакля “Хаджи женится” прошла лишь 22 января 1917 г. в Казанском театре большой драмы. Важным событием стала постановка драмы “Зулейха” Г.Исхаки (Казань, 17 марта 1917 г.), в которой поднимается одна из самых жгучих проблем в жизни татарского народа, связанных с трагедией насильственной христианизации.

Эти и другие спектакли подтверждали, что в канун и в период Февральской революции татарский театр постановкой реалистических произведений стремился идти в ногу с эпохой и твердо стоял на прогрессивных, демократических позициях. Эти позиции еще более укрепились в результате того, что репертуар татарского театра обогащался новыми произведениями К.Тинчурина, Ш.Камала, Г.Кулахметова, Ф.Бурнаша и др. В конечном итоге драматическое театральное искусство быстро выросло в актуальную и влиятельную силу в борьбе за новую жизнь.

Очагом татарской демократической культуры стал открытый 1 декабря 1907 г. в Казани “Шэрек клубы” (Восточный клуб), который получил широкое признание народа. Здесь проводились литературно-музыкальные вечера, ставились спектакли, читались лекции на актуальные темы. Например, в 1909 г. в “Восточном клубе” было проведено 19 вечеров, поставлено 4 спектакля, прочитано 6 лекций на медицинскую, историческую и др. темы. Членами клуба состояли 136 человек. При этом культурно- просветительном учреждении работала библиотека, в которой насчитывалось 20 газет и журналов, свыше 600 книг на русском и татарском языках, имеющих литературный и научно-популярный характер. Ими пользовались около 5 тыс. человек.

В начале 1906 г. была открыта первая татарская библиотека в Казани (филиал городской публичной библиотеки), которую ежедневно посещали около 50 человек, преимущественно молодежь. Библиотека, по данным 1906 г., выписывала около 30 газет, 10 из них были татарские. В 1915 г. в ней насчитывалось 1302 тома. Со дня основания до конца 1914 г. на нужды татарской библиотеки в год было истрачено в среднем 250 рублей. Несмотря на нехватку средств и ограниченное количество книг, она сыграла определенную роль в просвещении населения.

В отсутствие публичных, государственных библиотек у татар немаловажное значение имели частные библиотеки, которые принадлежали преимущественно ведущим представителям духовенства и просветителям, крупным собственникам. Так, наиболее значительные библиотеки имели: в Казани — Г.Баруди, в Оренбурге - Р.Фахреддин, в С.-Петербурге - М.Бигиев, в Орске - А.Исхаки, в дер.Ст.Тимошкино Симбирской губернии - Акчурины. Естественно, литературой из этих библиотек пользовался весьма ограниченный круг людей, близкие друзья и родственники владельцев.

В условиях развития демократической культуры растет потребность в музыке. 1 апреля 1907 г. в Казани в Купеческом клубе состоялся первый татарский вокально-музыкальный вечер, привлекший массу публики. В январе 1908 г. татарская молодежь Казани организовала небольшое “Музыкальное общество”, целью которого была “пропаганда национальной музыки среди народа и создание национального оркестра”.

Организатором первого татарского оркестра стал талантливый музыкант-профессионал В.Апанаев. Созданный им оркестр и последующие музыкальные коллективы активно участвовали во всех встречах, сопровождали национальные спектакли, танцы и др. культурно-зрелищные мероприятия. Важную роль в концертно-исполнительской деятельности занимали Г.А.Трейтер, руководившая татарским вокальным коллективом, профессиональный скрипач И.А.Козлов, блестящий исполнитель татарских и башкирских национальных мелодий. Появляются талантливые музыканты среди самих татар. Например, композитор-самоучка З.Яруллин написал более 20 песен и маршей, наиболее популярным из которых является “Марш памяти Тукая”. Большого сценического успеха добились К.Мутыги-Тухфатуллин, Ф.Латыпов, Ф.Гумерова, М.Бабаханова, С.Ахмадиева, А.Бахтизина и др., выступавшие с концертом в самых различных регионах страны и исполнявшие не только татарские песни.

Определенным событием в жизни татарской общественности стало открытие в Казани кинематографа “Буфф” 17 февраля 1911 г. по инициативе татарского журналиста Т.Соловьева. “Буфф”, в программу которого преимущественно входили ленты из жизни мусульман, стремился привлечь к “храму духовного наслаждения” и татарских женщин. С учетом этого обслуживающий персонал был составлен из представителей женского пола и зал был разделен на две части: мужскую и дамскую. В кинематографе показывались виды различных городов (преимущественно восточных), ленты о торжественных и политических событиях в восточных государствах, трагедии, драмы, комедии, любовно-сентиментальные сцены из жизни европейских народов и т.д. Программа “Буффа” усиленно рекламировалась в печати, призывалось посмотреть “из ряда вон выходящие”, “чрезвычайные”, “впервые показывающиеся”, “бесподобные” зрелища, комедии. Кинематограф получил популярность в населении, по просьбе которого отдельные картины показывались по нескольку раз. Его успеху способствовало и то, что во время антрактов в зале специальный татарский оркестр исполнял национальные мелодии. Жизнь “Буффа”, как и других кинематографов того периода, была весьма коротка. Но своей деятельностью в формировании и развитии эстетического вкуса он оставил след в культурной жизни татарского населения.

Равиль АМИРХАНОВ

 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100