Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Далекое-близкое//ТАТАРСКИЙ РЕНЕССАНС//23 ноября, №47
К тому времени некоторые периодические издания, появившиеся в предыдущие годы, по различным причинам (полицейские преследования, цензурные репрессии, отсутствие солидной материальной базы и т. д.) прекратили свое существование (“Танг юлдузы”, “Азат”, “Азат халык” и др.) или изменили название (“Тавыш”, “Танг мажмугасы”). Тем не менее в 1907 г. в 7 городах страны продолжали функционировать 28 татарских периодических изданий, среди которых было 19 газет и 9 журналов.
Вообще же в дореволюционный период в количественной динамике татарской прессы было три, если так можно выразиться, пика-вершины: 28 наименований в 1907 г., 25 - в 1914 г. и 50 названий в 1917 г. Образно говоря, периодическая печать в 1907 г. представляла собой Эльбрус, в 1914 г. - Монблан, в 1917 г. - Эверест. В 1908-1909 гг. возникло 9 новых изданий, из которых 7 являлись журналами. В целом, как и 1908 г., в 1909 г. действовали 19 газет и журналов, наиболее значительными из которых, наряду уже с существовавшими газетами “Вакыт”, “Юлдуз”, “Идел” и др., стали журналы “Шура” (Совет), “Иктисад” (Экономика), “Яшен” (Молния), “Тарбия” (Воспитание), “Магариф” (Просвещение) и т.д.
Годы реакции, всевозможные гонения на прогрессивные издания привели к значительному ослаблению журналистской деятельности, сокращению редакторско-издательского дела. Многие издания, выходившие в период с 1905 по 1909 гг., прекратили свое существование. В 1910-1912 гг. функционировало не более 15 газет и журналов на татарском языке. Если в 1906 г. появилось 16, в 1907 г. - 13 изданий, то в 1910 г. таковых оказалось всего 1 (журнал “Ялт-йолт” (Сверкание) в Казани). Да и в 1911 г. возникло только 3, а за 1912 г. -4 издания.
В 1913-1914 гг. наблюдается значительное оживление татарской периодической печати. В 1913 г., как и в “ добрые старые времена”, одновременно выходило 24 издания (из них 14 журналов), а в 1914 г. -25 (из них 15 журналов). Наиболее отрадным явлением стало появление газет и журналов, которым, наряду с “Вакыт”, “Шура”, “Юлдуз” и др., было суждено стать своеобразными флагманами в национальной общественной жизни и которые оставили яркий след в татарской духовной культуре. Многие из них “дожили” до Октябрьского переворота и прекратили существование в годы советской власти: “Кояш” (Солнце), “Турмуш” (Жизнь), “Анг” (Сознание), “Ак юл” (Светлый путь), “Сююмбика” и т. д.
Последующие два года условно можно было бы трактовать как период стабилизации татарской прессы, несмотря на военное лихолетье. В 1915 г. функционировали 19, в 1916 г.-18 органов печати, причем львиная доля приходилась на журналы (11 и 12 соответственно). Наиболее значительным событием этого периода стала деятельность московских газет “Сюз” (Слово) и “Безнен ил” (Наша страна), которые являлись продолжением закрытой в марте 1915 г. властями газеты “Иль” (Страна).
1917 год представляет собой качественно новый период в развитии татарской периодической печати. Этот год вызвал новый взрыв публицистическо-журналистской активности творческих сил, намного превосходящий масштабы даже наиболее “урожайных” 1906-1907 гг. Разумеется, это было связано с победоносной Февральской революцией, которая возвестила мир о зарождении новой демократической России. На несколько месяцев Россия стала самой демократичной страной в мире. По неполным данным, в этот постфевральский период заявили о своем возникновении по меньшей мере 35 изданий — огромная масса в сравнении со “спокойными” годами дореволюционной поры. Характерно, что доля журналов в общей массе новоявленных изданий была мизерная — всего четыре. События разворачивались с калейдоскопической быстротой, многократно повысилась значимость оперативной информации. Журналы не могли отвечать этим требованиям. Всего же в 1917 г., с учетом ранее существовавших газет и журналов, выходили по меньшей мере 50 изданий, в том числе 14 журналов. Тон стали задавать органы прессы, которые во главу угла ставили идею демократии, свободы, прогресса, самоуправления нации: “Кызыл байрак” (Красное знамя), “Ирек” (Свобода), “Безнен юл” (Наш путь), “Хэр миллэт” (Свободная нация) и др.
Но триумф свободной печати был торпедирован событиями, связанными как с концом двоевластия в июле 1917 г., так и, в громадной степени, с Октябрьским переворотом. Пришедшие к власти большевики, наряду с другими политическими актами, утвердили полную монополию на органы печати.
Надо отметить, что у разбросанного по необъятным просторам Российской империи татарского народа весьма широка была и география периодических изданий. Газеты и журналы выходили не только в стольных и губернских городах (С.-Петербург, Москва, Казань, Оренбург, Уфа, Астрахань, Самара, Томск, Семипалатинск, Симбирск), но и других менее значительных центрах (Уральск, Петропавловск, Ташкент, Коканд) и даже в уездных городишках (Троицк, Мензелинск). В период с 1905 по 1917 гг., по неполным данным, издавалось разновременно: в Казани 29 органов печати (в том числе 11 журналов), Оренбурге — 15(10), Уфе — 14(5), Астрахани — 13(3), Уральске — 6(2), С.-Петербурге — 6(1), Москве — 6(1), Троицке — 2(1), Петропавловске — 2(0), Ташкенте — 2(0), Самаре — один журнал, в Томске, Мензелинске, Семипалатинске, Коканде, Саратове, Симбирске — по одной газете. Это у народа, у которого до сентября 1905 г. не было ни одного собственного периодического издания! В 17 городах страны функционировали свыше ста журналов и газет. Это значит, что одно издание приходилось в среднем на 18 тыс.
жителей татарской национальности. Для своего времени весьма высокий показатель!Газеты и журналы получали в самых отдаленных уголках России, где проживало татарское население. Так, только журнал “Эль-гаср-эль-джадид” распространялся по меньшей мере в 76 населенных пунктах страны, не включая Уральск, где он выходил. Во многих населенных пунктах имелись не только книжные магазины, в которых широко продавались газеты и журналы, но существовали и агенты, ответственные за распространение того или иного издания.
Редакции газет и журналов имели живую связь с читательскими массами. Как уже отмечалось, в периодические издания писали со всех концов страны. Если учесть, что письма поступали тысячами, это было действенной формой связи газет и журналов с читательской массой. Особую активность проявляли демократические слои населения.
Знаменательно, что в периодические издания писали не только татары, но и башкиры, казахи, киргизы, азербайджанцы и др. мусульманские народы, усматривавшие в прессе защитницу своих социальных, национальных и духовных интересов. Почти каждое (тем более солидное) издание имело своих специальных корреспондентов в различных уголках страны, а в определенное время и за границей.
Однако надо отметить, что несмотря на “дарованные” Манифестом 17 октября свободы, татарская пресса фактически работала в режиме постоянного давления. Когда речь идет о дореволюционной печати (в особенности дофевральского периода), никогда нельзя упускать из виду, что ее зарождение, становление и развитие происходили в условиях непрерывных полицейских гонений, преследований и цензурных репрессий. Более того, татарские газеты и журналы, совершенно независимо от идейно-политических позиций, вели ожесточенную борьбу за свое существование. Для удушения прессы царская администрация прибегла к арестам, конфискациям, задержкам публикаций, закрывала типографии, применяла судебные санкции по отношению к редакторам и заключала их под стражу. Проблема выживания для татарской периодической печати не снималась с повестки дня на всем протяжении ее существования.
С другой стороны, даже после 1905 г. десятки изданий были задушены в зародыше, прежде чем они могли заявить о своем существовании. В 1906 г. в Казани Г.Камал сделал две безуспешные попытки издать газеты “Донья” (Мир) и “Эль-баян” (Разъяснение). А.Худжабаеву в 1907 г. не разрешили в Астрахани учредить газету “Тарикыл инсаф” (Путь благочестия). В 1908 г. в Уральске следует запрет на выпуск газеты “Ижти-хад” (Усердие). В 1910 г. в Омске В.Наврузов пытается создать журнал “Маданият”
(Культура), но также безуспешно. Он же в 1910 г., однако уже в Томске, предпринимает попытку издать журнал “Магишат” (Жизнь). Тщетно. На 1912 г. приходится три известных исследователям “вето”: в Уфе И.Чанышев не смог наладить выпуск издания “Ак Идел” (Белая), З.Кадыри — “Тугры юл” (Верный путь), а в Петербурге Ю.Рахими — “Пайтэхет кояшы” (Солнце столицы). В 1913 г. отказ на выпуск изданий получили Гатай (дважды), Ш.Ахмадиев и К.Мутыги-Тухфатуллин. Они предполагали создать такие газеты и журналы, как “Щэмсе хак” (Солнечная правда), “Аваз” (Голос), “Ай” (Луна). Потерпела в 1914 г. неудачу и попытка издания в Уфе газеты “Юлдаш” (Товарищ). В 1916 г. в Петрограде получили отказ Ф.Байрашев и Х.Еникеев, которые намеревались организовать выпуск изданий под названием соответственно “Ислам ва магариф” (Ислам и просвещение) и “Янгыр” (Дождь). Та же участь постигла начинание М.Акчурина, который в 1917 г. в Симбирске пытался создать газету “Бу кэн” (Сегодня) и т.д.Несмотря на все невзгоды и удары судьбы, татарская пресса крепла и развивалась, становясь неотъемлемым атрибутом общественной и культурной жизни. В то же время в печати был очень широк разброс идейно-политических, социальных, экономических, национально-этнических направлений, в газетах и журналах тех лет, как и в российской прессе в целом, преломлялся почти весь спектр не только политических партий и группировок, но и самых различных воззрений по всем аспектам материальной и духовной жизни. Татарскую периодическую печать 1905-1917 гг. правомерно подразделять на несколько направлений, которые условно можно было бы свести к следующим: социал-демократическое, революционно-демократическое, радикально-демократическое, либерально-демократическое, умеренно-консервативное, консервативное (клерикально-монархическое),
национал-патриотическое, национально-религиозное, военно-национальное. Такой идейный плюрализм прямым образом определялся своеобразием эпохи демократических перемен, существованием самых различных политических течений и оттенков общественной мысли.Равиль Амирханов
(Продолжение следует)
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»