news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Далекое-близкое//ТАТАРСКИЙ РЕНЕССАНС//12 декабря, №50

Революция 1905-1907 гг. вызвала глубокие перемены и сдвиги в системе народного образования татар.

22,88 Kb

В обществе наметился перелом, серьезный поворот к светскому образованию, несмотря на все препоны со стороны русской администрации и консервативных кругов нации. За реформу старометодного медресе прежде всего выступала наиболее радикальная часть татарской буржуазии, ее деловые круги. Ей нужны были люди с известным минимумом светских знаний, которые могли бы вести дело, практически развивая производство. Среди ревнителей светской образованности были крупные дельцы, воротилы-промышленники, купцы. На этой почве процветало национальное меценатство. Легендарными покровителями татарской духовной культуры слыли бр. Хусаиновы - Гани и Ахмед, в особенности второй, прославившийся под именем “Ахмед бай”. Меценаты жертвовали сотни тысяч рублей (огромные по тем временам суммы) на строительство мечетей, открытие мектебов и медресе, субсидировали десятки учебных заведений, мугаллимов, на свои средства посылали наиболее одаренных шакирдов в заграничные вузы и т.д.

На поприще придания национальной школе светского направления не покладая рук трудились по-прежнему И.Гаспринский, Г.Баруди, бр. Нигматуллины (Бобинские), Р.Фахреддин, Ф.Карими, Х.Максуди, И.Терегулов, бр.З. и Н.Амирхановы, Н.Шамсутдинов (Тюнтери) и др., а в период и после революции 1905-1907 гг. такие педагоги-просветители новой волны, как Г.Рафиков, Х.Забири, М.Курбангалиев, Н.Надиев, Д.Губайди, Ш.Ахмеров, Г.Сагди, Ш.Тагири, Г.Сайфуллин, Х.Файзи, Ф.Сулеймания, М.Музаффария, Ф.Аитова, Л.Хусаинова, Ф.Адамова, Багбостан ханум и многие другие.

Возрастающая конкуренция на всероссийском рынке, а иногда и за границей требовала от татарских деловых кругов все более высокого культурно-технического уровня. В этих условиях потребность в школах нового типа стала очень велика. Но открывать собственно светские школы было запрещено правительством. Татарские медресе, по строгому предписанию властей, могли иметь только конфессиональный характер. Недаром инспектор Казанского учебного округа Я.Д.Коблов в 1908 г. издал книгу, которая называлась не иначе, как “Мечты татар магометан о национальной общеобразовательной школе”.

Поэтому и в новометодных медресе богословским дисциплинам уделялось значительное место. Практически в каждом медресе в виде основных предметов преподавались: Коран, толкование Корана, хадисы (изречения пророка Мухаммеда), история ислама, сведения о жизни пророка и его сподвижников, гакаид (символ веры), фикх (основы шариата) и т.д. Однако новая эпоха властно требовала ориентации на светские предметы, которые все шире (фактически в явочном порядке) включались в программы новометодных медресе. Стремление к новому было особенно сильно в крупнейших учебных заведениях, расположенных на этнической территории татарской нации: “Мухаммадия” (Казань), “Галия” (Уфа), “Хусаиния” (Оренбург), “Расулия” (Троицк), “Буби” (дер.Иж-Бобья Сарапульского уезда Вятской губернии) и др. В ряде новометодных медресе изучались практически все дисциплины своего времени, входящие в курс общеобразовательной средней школы. Например, в медресе “Мухаммадия” в 10-х гг. XX в. преподавались: русский язык, арифметика, чистописание, рисование (черчение), счет, география, физика (природоведение), геометрия, история России, всеобщая история, история тюркских народов, история науки и классов, фараиз (наука о разделе имущества), этика, гигиена (медицина), юриспруденция, метрика, риторика, психология, логика, философия, методика преподавания, педагогика, татарский язык (“тюрки тел”), татарская литература (“кыйраэте тюрки”), арабский язык, персидский язык, арабская литература.

Изучению русского языка в медресе “Мухаммадия” уделялось огромное внимание. Так, в начальных и средних классах в течение 11 лет шакирды изучали русский язык ежедневно (6 уроков в неделю), тогда как другим предметам уделялось не более 2 часов. Что касается соотношения религиозных и светских наук, то в пяти начальных классах “богословским” дисциплинам отводилось 39, светским - 111 часов, а в шести средних классах соответственно 43 часа и 131 час.

“Мухаммадию” по праву можно назвать татарским университетом дооктябрьской поры. За 36 лет существования (1882-1918) из ее стен вышли сотни квалифицированных (применительно к национальной жизни) кадров, которых можно охарактеризовать как цвет нации. Среди питомцев “Мухаммадии” встречаются такие имена: Х.Ямашев, М.Дулат-Али, Г.Камал, Ф.Амирхан, М.Гафури, К.Тинчурин, Ф.Бурнаш, А.Рахим, Г.Губайдуллин, Н.Исанбет, С.Вахиди, З.Султанов, С.Сайдашев, С.Габяши, Б.Урманче и др.

Впечатляющих успехов добилось сельское медресе “Буби”. Это медресе, как и “Мухаммадия”, пользовалось блестящей репутацией. Даже инспектор Я.Д.Коблов назвал его “выдающимся” медресе, учебным заведением “высшего разряда”. Инспектор даже заявил: “До той высоты, на которую поднялось Иж-Бобинское медресе в период своего расцвета, не доходило ни одно медресе Приволжского края”.

Медресе “Буби” без учета начального отделения состояло из восьми классов, где занятия, по данным 1908 г., велись по 30 дисциплинам (8 относились к религии, 22 имели светскую направленность). Вот перечень светских предметов: русский язык, тюркский (татарский) язык и литература, чистописание и рисование, арифметика и теория счета, арабский язык и литература, геометрия, география и достижения географии, история природы, физика, юриспруденция, всеобщая история и история философии, этика и теория этики, алгебра и тригонометрия, наука о благосостоянии, астрономия, наука о дележе имущества, методика преподавания, гигиена, логика. На добровольных началах изучались бухгалтерское дело и что особенно знаменательно: немецкий и французский языки. Огромное место отводилось русскому языку, который в 1-5 средних классах преподавался 12 раз в неделю (ежедневно по два часа). И это при том, что родному языку и литературе отводилось всего 2 часа в неделю.

В свете этого обвинения новометодных (джадидистских) медресе в фанатизме, антирусских настроениях не выдерживают критики. Именно из стен таких учебных заведений вышли люди, которые внесли наибольший вклад в популяризацию русской культуры, активно занимались переводческой деятельностью и т.д. Свидетельством тому являются сотни произведений русских классиков, переведенных на татарский язык, многие из которых были опубликованы на страницах прессы 1905- 1917 гг. и в виде отдельных изданий.

Видное место в системе национального образования занимало медресе “Хусаиния” (Оренбург), в котором преподавались, по данным 1908 г., 8 религиозных и 20 светских предметов. Среди светских дисциплин были: тюркский (татарский) язык, тюркская (татарская) литература, арабский, персидский, русский языки, арифметика, география, история, геометрия, зоология, гигиена (медицина), природоведение, химия, логика, этика, фараиз, арабская риторика, методика преподавания и др. В 1906 г. для медресе “Хусаиния” было построено великолепное трехэтажное здание со всеми современными удобствами (электричество, паровое отопление и т.д.). В 1907/08 учебном году в “Хусаинии” обучалось 310 шакирдов, персонал медресе состоял из 30 человек (в том числе из 14 учителей и 11 технических служащих).

Большим успехом пользовалось медресе “Галия” (Уфа), из стен которого вышла целая плеяда татарских, башкирских, других тюрко-язычных писателей, поэтов, журналистов, деятелей культуры.

В 1911 г. английский журнал “Тhe Moslem World” (Мусульманский мир), анализируя учебные планы некоторых новометодных медресе, отмечал, что они сходны с учебными планами классических гимназий, где место латинских и греческих языков в татарских медресе занимают арабский и персидский языки.

Огромен перечень учебников, использовавшихся в татарских школах с “незапамятных времен” до октября 1917 г. В 1917 г. в Казани цензурным комитетом был издан “Обзор учебников...”, принятых к употреблению в татарских школах за 1911-1913 гг. В “Обзоре” анализировались 394 “общепринятых учебника на татарском языке, издаваемых давно и выдержавших несколько изданий. 70 % этих учебников составляли книги по светским наукам. В дооктябрьский период деятели татарской культуры выпускали учебники практически по всем отраслям знаний, в том числе: по всеобщей и российской истории, русскому языку, математике, географии, естествознанию, астрономии, ботанике, химии, физике, анатомии, гигиене, логике, этике и т.д. Издавались и методические пособия.

Естественно, не все татарские мектебы и медресе находились на должной высоте как в материальном, так и в учебно-воспитательном плане. Нередко, особенно в деревнях, они влачили жалкое существование, во многом завися от покровительства меценатов и пожертвований со стороны прихожан. Не хватало квалифицированных мугаллимов, добротных школьных зданий, не было покончено со схоластикой. В учебно-воспитательный процесс то и дело вмешивались некомпетентные толстосумы, консервативно настроенное духовенство, прихожане - ревнители патриархального уклада жизни. Мектебы и медресе находились под бдительным оком местных чиновников русской администрации, которые грубо вмешивались во внутренние дела учебных заведений, следили за каждым шагом прогрессивно настроенных мударрисов и мугаллимов, всячески поощряли доносительство на них и травлю по различным поводам.

Тем не менее успехи народного образования у татар были налицо. Поворот лицом к светскому образованию к началу XX в. принял у них необратимый характер. Новое пробивало себе дорогу, несмотря на ожесточенное сопротивление консерваторов и силовое давление русской администрации. Европеизация учебного процесса вылилась в целое движение за реформирование всего школьного дела.

Если брать Казанскую губернию, то в 1905 г. здесь насчитывалось 845 татарских мектебов и медресе, в которых обучалось 54 459 учащихся (34 860 мальчиков и 19 599 девочек). В 1907 г. эти показатели равнялись 877 (66787), а в 1913 г. - 967 (79496).

Характерной особенностью народного образования, в первую очередь в Казанской губернии, являлось наличие городских русских школ для татар, русских классов при медресе, а также сельских русско-татарских школ, состоявших в ведении Министерства народного просвещения. Их количество неуклонно увеличивалось (в 1905 г. - 19 учебных заведений с русским языком обучения, в 1914 г. - 69). Однако в силу принудительной организации русских классов и русско-татарских школ сверху, к тому же на средства татарского населения, они не встречали сочувствия народа, тем более мусульманского духовенства. Правительство, навязывая русский язык, заботилось не о повышении культурного уровня татар, а стремилось к осуществлению далеко идущей русификаторской политики.

Равиль Амирханов

(Продолжение следует)

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100