news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Далекое-близкое//СЕКРЕТЫ ЛИДЕРСТВА АТИЛЛЫ//26 октября, №43

(Продолжение. Начало в №42). Хан быстро усовершенствовал систему правосудия у гуннов, дал им поистине национально-государственную цель: войти в Рим и Константинополь, а далее – в Азию и Африку. Таким образом, гунны будут народом, правящим на севере, востоке и западе, и Атилла будет Правителем Вселенной!

У гуннов было 700 тысяч мужчин, способных носить оружие. Атилла обучил их дисциплине и создал объединённое войскo, которое стало одерживать одну победу за другой.

Заслышав о приближении гуннов, другие племена спешили покидать свои селения, а гуннам часто даже приходилось пользоваться плодами победы … без сражений!

Атилла в 441 году вторгся на территорию римских провинций, захватил и вырезал Виминациум (Костолак), Маргус, Сингидунум (Белград), Сирмиум (Метровика). В 443 году разрушил Ратиарий (Арчар) на Дунае, Наис (Ниш), Филиппополь, подошёл к морю, защищавшему Константинополь с севера и юга, затем преследовал остатки римских войск, бежавших на Галлипольский полуостров, и разбил их.

В 445 году погиб его брат Бледа и с тех пор Атилла правил гуннами единолично.

В 447 году Атилла опустошил территорию Греции, однако постоянные победы гуннов были через некоторое время прерваны Аэтиусом, ровесником и соперником хана.

Весной 450 года Гонория (Хоннория), сестра императора, послала гуннскому вождю кольцо, прося освободить её от навязываемого ей замужества. Атилла объявил Гонорию своей женой и потребовал в качестве приданого часть Западной империи.

В результате 15 июня 451 года произошло решающее “Шалонское” сражение на Каталаунских полях (иначе – Мавриакских полях, при Маурице, к западу от города Труа и левого берега верхней Сены), когда Аэцию с войсками германцев, бургундионов, франков, саксонов, аланов и вестготов удалось остановить продвижение гуннов.

Однако “в 451 году ни Аттила, ни Аэций не добились победы”. (“История Венгрии”, Ласло Контлер, Москва, “Весь мир”, 2002, с. 37)

Хитрый Аэтиус, прознавший заранее о гуннской военной тактике, пытался лишить их преимущества в отработанных ими обстрелах лучников и атаках всадников. Металлические шлемы и панцири в значительной мере спасали римлян от стрел и топоров гуннов. Обе воюющие стороны пленных не брали, по этой причине раненых было мало, и к вечеру на поле битвы осталось лежать около 300 тысяч воинов.

Атилла, поняв, что в этой битве победителей не будет, приказал войскам покинуть Каталонию, и, уже не желая рисковать, вернул уставшее войско на берега Дуная.

Сражение было настолько грандиозным, что даже нашло отображение в искусстве: на старинной картине из Национальной библиотеки Парижа изображено, как “Святой Луп упрашивает Аттилу пощадить город Труа”.

После этого кровопролитного сражения Атилле стало необходимо время, чтобы подумать о совершенствовании тактики, которую бы не мог предугадать Аэтиус.

И так постепенно воины-гунны, перестраиваясь, стали переходить с меховых одежд на кожаные, которые украшали металлическими пластинами.

Этцельбург (иначе – “Атилла-тура”, “Атилла-кала”), свою столицу, располагавшуюся на территории современной Венгрии, гунны, подобно своим противникам, начали укреплять инженерными полосами, препятствиями.

А тем временем римляне и персы между собой договорились о мире. Атилла, увидев в этом для гуннской державы приближающуюся опасность, собрал своих командиров и объявил о немедленном походе, что для успокоившихся и вознёсшихся римлян было полной неожиданностью.

Гунны быстрым маршем достигли Италии и окружили главный город провинции Венетия, Аквилею, гарнизон которого был очень силён, имел много оружия и провизии. Осада города длилась уже так долго, что это начинало подрывать настроение гуннского войска. А так как подходили к концу и запасы провизии, Атилла постепенно стал склоняться к решению увести войска.

В один прекрасный день гунны увидели птицу, взмывшую высоко над крепостью. Гуннские камы - шаманы поняли это как знак Тэнгри, дарующего им победу, и по приказу хана гунны стремительно ринулись на штурм крепости, используя длинные лестницы.

Стены города были быстро разрушены, счастье победы улыбнулось!

…Некоторые горожане, успевшие сбежать, сообщили Риму о приближении сильного войска, и вот уже вся империя находилась в состоянии страха.

Император Валентиан, оставшись перед лицом могущественного противника, стал лихорадочно искать выход из ужасного положения, он даже готов был выдать свою сестру Гонорию замуж за Атиллу.

Император, ни с кем более не советуясь, решил с целью умиротворения Атиллы послать к нему папу Лео I. Этот хитрый ход мог бы спасти Империю, тем более что, по данным разведки, Атилла питал уважение к служителям бога.

И чудо, на которое так надеялись римляне, свершилось: в результате неожиданно для всех Атилла повернул свои войска на север и, не совершая уже боевых действий, вернулся в родные дунайские степи.

Айрат ГАЛИМЗЯНОВ

(Продолжение следует)

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100