news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Далекое-близкое//СЕКРЕТЫ ЛИДЕРСТВА//19 октября, №42

Атилла – историческая личность, предвосхитившая лидерский гений Бумын-кагана, Истеми-кагана, Чингиз-хана, Бату-хана, эмира Идегея. Атилла был императором гуннов. Гунны (иначе – хунну, сюнну, эфталиты) являлись общим предком всех тюркских народов: татар, башкир, чувашей, карачаевцев, кумыков, гагаузов и т. д.

Имя Атилла можно перевести как “Волжский”, “Рождённый на берегах Идели - Волги”, “Иделле”. По центральной Евразии текут реки Ак - идель и Кара - идель. В настоящее время имя Атилла встречается в основном у венгров и казанских татар. Гунны в древности кочевали по своей великой родине, от Енисея до Дуная.

Атиллаизм – это тактика лидерства. Один из теоретиков бизнеса как-то сказал: “Чтобы прорваться к вершинам бизнеса, надо иметь дух Атиллы!!!”

Российский историк Николай Карамзин заслужившего звания “человека второго тысячелетия” Чингисхана назвал “вторым Атиллой”, подчеркнув тем самым как бы историческую преемственность номадов.

Атилле посвящено много научных исследований, книг и кинофильмов.

Мин Атилланыћ кызы,

Књкрђгем ялкын тулы,

Дљньяда исмем олы,

Њткђнем зурлык тулы!

Сания Гыйффђт

Чу! От Кавказа, от Чёрного моря

И до богемских зелёных высот

Стонет земля. На широком просторе

Двинулась конница гуннов вперёд.

Стонет Европа: борьба закипела,

Блещут доспехи, оружье звенит,

Вражеской кровью земля заалела,

Враг побеждённый от гуннов бежит...

Феликс Дан

Атилла родился в 395 году. Он был сыном правителя Мунджука и, являясь представителем знатного рода, мог перечислить 35 поколений своих предков!

Ещё совсем малым, Атилла научился садиться на спину овец, а затем повзрослев, стал искусным наездником, был горд от сознания своей ловкости и силы.

После смерти отца Атиллы, правителя Мунджука, его дядя с отцовской стороны, Руа, пожелал взять его в свои руки.

Однако Руа не был против политики симбиоза с Римской империей, в частности, и против практики отправления детей знатных гуннов “на воспитание” в Рим. Все это являлось результатом хитрой политики, проводимой Римом, который стремился избаловать, изнежить гуннских детей дворцовой роскошью, дабы они возненавидели свой родной народ и его обычаи.

Похищенный с подобной же целью двенадцатилетний Атилла был тайно переправлен в римский дворец Хонориуса. Атилла интуитивно противился римскому воспитанию и пропаганде и даже пытался два или три раза сбежать из дворца.

Он чувствовал себя подобно волку в клетке, и в нём со временем лишь росла ненависть к Римской империи.

Очень тосковал по гуннским обычаям, традициям и степям своей просторной Родины, но так и не сумев сбежать из римской неволи, Атилла, не впадая в отчаяние, решил изучать устройство империи, её внутреннюю и внешнюю политику.

Подросток тайно наблюдал за стилем и манерами приёма иностранных послов, постигал дипломатию, искусство ведения переговоров, пытался вникнуть в военные хитрости и тактику римской армии, раскрыть её сильные и слабые стороны.

Атилла, находясь в Риме, мечтал завоевать мир и впоследствии создал стройную стратегию его покорения.

…В то время, пока Атилла воспитывался во дворце Хонориуса, в семье самого Руа подрастал Аэтиус (Аэций), родом из германской Паннонии, будущий враг Атиллы.

Итак, Аэтиус, в свою очередь, наблюдал за стилем жизни знатных гуннов, учился владеть их оружием, приёмам джигитовки, хитростям охоты кочевников. Римский историк Аммиан Марцеллин описывал, что гунны “настолько сроднились с конём, уходу которого уделяют большое внимание, что считают позором ходить пешком. Они вою-ют только на конях, используя в качестве оружия меч, лук со стрелами и аркан”.

И эти полученные среди гуннов Аэтиусом знания пригодились ему в будущем в Каталаунском сражении.

Уже взрослым вернувшись в дунайские степи, Атилла начал постепенно расширять свои связи с гуннскими военачальниками, возвышаться среди соплеменников, быть постоянным азартным участником всех охот.

Особенный его подъём начался после смерти родного брата Бледы (Буда), когда гуннские военачальники на Курултае приняли решение избрать Атиллу правителем всех племён.

И, провозглашённый ханом, он начал собирать все разрозненные племена в единое государство, со своими военначальниками целыми днями просиживал в юрте, разрабатывая план объединения гуннских племён.

Да, наконец-то Атилла находился снова среди любимых гуннов, ел конину и пил кумыс из чаш, вырезанных из дерева, был рад позабыть разукрашенные римские одежды и носил простую чёрную меховую куртку, а на голове – чёрную шапку, коня выбрал также чёрной масти.

Прекрасный меч Атиллы гунны называли “Меч Тэнгри”, “Тђћре кылычы”.

Уважение к Атилле и его авторитет среди гуннов неуклонно повышался: его с радостью встречали в любой кочевой кибитке, юрте.

Айрат ГАЛИМЗЯНОВ

(Продолжение следует).

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100