news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Далекое-близкое//О ФОРМАХ БРАКА У СИБИРСКИХ ТАТАР//1 февраля, №5

(Окончание. Начало в №№2,4).Примером может служить случай, описанный Н.А. Миненко с «ясачным человеком» Василием Сичаковыми и Ариной Чебичаковой из деревни Тагучинской Сосновского присуда Томского уезда.

 В июле 1743 г. Сичаков нанялся «в работу» к отцу Арины, и, «живучи в доме одного Чебичакова», «согласился» с Ариной - подговорил ее бежать, желая «взять ее за себя в замужество». Побег состоялся в сентябре того же 1743 г., когда Василий и Арина работали вместе в поле, - «на вершней лошади» отправились они в путь. Видя, что «приходит ношное время, беглецы «стали на пустом месте на становье». Здесь их застигли бросившиеся в погоню люди. Заметив приближение «погонщиков» и поняв, что побег сорвался, Арина предложила своему спутнику, «чтоб как он, Василий, так бы и она, Арина, умерли обще». «Складным своим ножом, которой у ней имелся», она, по словам Василия, «ткнула его под горло», отчего «повалился он на землю». Однако рана оказалась не смертельной - «едва живого» Сичакова доставили в Томскую воеводскую канцелярию. «А по взятии-де ево, - сообщал Василий на допросе, - видел, что и помянутая девка поколота ножем же и лежит мертва» (Миненко Н.А., 1987. - С. 145-146).

Причин для заключения брака убегом было несколько. Часто молодые люди долго встречались, но на сватовстве жениху отказывали из-за бедности и незнатности его семьи, невозможности уплаты необходимой суммы калыма. Отказ мог последовать и в случае нарушения очередности выдачи замуж сестер (если старшая дочь еще не выдана, жениха просили повременить со сватовством младшей).

Брак убегом осуществлялся так: договорившись с женихом о женитьбе, девушка тайно убегала из дому. Девушка приходила в условленное место, а юноша отводил ее либо к своим родственникам или знакомым, либо сразу в дом своих родителей. Возвращавших из побега не выдавали замуж до пяти лет. Если побег удавался, его оформляли официально только через полгода или год, обычно после рождения ребенка. Калым тогда не платили, а никах проводили в доме жениха. Такая форма брака получила наибольшее распространение на рубеже XIX-XX вв. в связи с развитием капиталистических отношений, ростом имущественного расслоения в сибирской деревне (Томилов Н.А., 1983. - С. 88-89). В 1930-60-е гг. ХХ в. прослеживается  новый всплеск браков убегом. Этот факт связан прежде всего с тяжелейшими условиями жизни в тот период. Разорение крестьянского хозяйства, вызванное коллективизацией, тяжелые последствия Великой Отечественной войны, - все это сделало непосильными для многих брачные платежи и свадебные траты, сопровождающие брак по сговору. Часто родители не хотели расставаться с детьми, так как могли лишиться рабочих рук.

Были случаи, когда родители невесты, оскорблённые побегом дочери, не присутствовали на никах. Но в подавляющем большинстве случаев родители и дети мирились и дочери давали приданое, калым же не выплачивался.

В последние десятилетия, особенно в последние годы описанные формы брака у сибирских татар встречаются крайне редко: заключению брака предшествует договорённость родителей жениха и невесты. Возродилась традиция проведения никах в доме невесты за несколько дней перед официальной церемонией заключения брака.

О. Коломиец

Омск

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100