news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Далекое - близкое // "ИНОРОДЦЫ" НА СВОЕЙ РОДИНЕ // 16 июнь, №23

(Продолжение. Начало в №21, 22)

После этого шага энергичный кази отправился в вояж по городам и весям Сибири. Проведя несколько «усиленных» бесед, довольно бурных, ему удалось в г. Петропавловске убедить соплеменников в необходимости созыва учредительного съезда, по крайней мере послать от мусульман к председателю кабинета министров С.Ю.Витте коллек­тивную петицию. При содействии ахуна Яушева такой документ был послан Витте в начале января 1905 г.

9,04 Kb

Успешно завершив поездку по Сибири, Г.Ибрагимов в январе 1905 г. возвратился в Казань и приступил к непосредственной реализации намеченного плана при активном содействии и участии Ю.Акчуры. Вскоре в губернской столице состоялось большое собрание татарского населения, где было решено отправить представительную депутацию в     С.-Петербург.

Об этом было сказано выше.

Находясь в Казани, Рашид-кази выступал перед татарской учащей­ся молодежью, призывая ее к «пробуждению», нацеливая на борьбу за реконструкцию системы образования, введение светских предметов, за достойное будущее нации, «имеющей славную историю». Особенно впе­чатляющей была его речь в медресе «Мухаммадия», где он присутство­вал в качестве почетного члена «тайного литературного кружка», воз­главляемого Ф.Амирханом.

Таким образом, благодаря энергии и настойчивости Г.Ибрагимова по­литическое объединение российских мусульман в ближайшей перспек­тиве стало осязаемой реальностью. За практическое осуществление этой цели принялся целый ряд активных сподвижников Рашида-кази. Однако жизнь вносила в прожекты идеолога свои коррективы. Во время одной из дискуссий в доме Ю.Акчуры выяснилось, что весьма желательно в общих интересах объединение мусульман Казани с единоверцами Крыма и Кавказа. В результате были установлены связи с И.Гаспринским, Г.Топчибашевым, другими лидерами тюрко-мусульман юга России.

8 апреля 1905 г. в квартире Г.Ибрагимова состоялось предста­вительное заседание нескольких депутатских групп, на котором было постановлено, что для объединения единоверцев и учреждения Всерос­сийского мусульманского союза необходимо созвать Всероссийский съезд мусульман в самое ближайшее время.

Созыву Всероссийского форума мусульман предшествовало одно немаловажное событие. 20 мая 1905 г. в г. Чистополе был зарегистриро­ван брак М.Бигиева с дочерью знаменитого ишана М.-З.Камалова - Асмаи-Галией. На свадьбе присутствовали известные в мусульманской умме России идеологи нации, крупные деятели делового мира, купцы Казани, Уфы, Чистополя и др. городов, авторитетные муллы и мударрисы (руководители медресе). На самом почетном месте сидел Рашид-кази Ибрагимов. Примечательно, что начальник КГЖУ в одном из рапортов казанскому губернатору назвал это мероприятие первым мусульман­ским съездом, устроенным «под видом свадьбы у Камалова». Конечно, шеф местных жандармов вполне мог сгустить краски. Но что очевидно, то верно: здесь окончательно было постановлено созвать съезд в Ниж­нем Новгороде во время Макарьевской летней ярмарки. Об этом было послано извещение во все концы России, даже в зарубежные страны. Каждый стремился к участию на 1-м мусульманском съезде.

В августе 1905 г. на съезд съехалось множество тюрко-мусульман из Казани, Кавказа, Крыма, Туркестана, Сибири, Уральского края и др. местностей. На нелегально работавшем съезде в течение нескольких дней после долгих совещаний относительно духовных, политических и экономических проблем были составлены руководящие правила для мусульман. Как заметил впоследствии М.Бигиев, «в истории русских мусульман настоящий съезд проявился одним из выдающихся».

В работе съезда приняло участие около 150 человек. Руководили его работой Г.Ибрагимов (Рашид-кази) и И.Гаспринский. Постановле­ние 1-го съезда мусульман было принято 15 августа 1905 г. на специ­ально нанятом для этих целей пароходе «Густав Струве», которое в пяти параграфах сводилось к следующему: 1. Мусульманам стало не­избежно объединиться в отношении политики, культуры и использова­ния настоящего положения России. 2. Для приведения в исполнение означенных в предыдущем параграфе мер мусульманам вменяется в обязанность объединиться с русскими передовыми представителями. Разработанные избранными депутатами новые законы и узаконения должны посодействовать применению на практике мусульманами. 3. Мусульмане должны, сообразуясь с законом, стремиться к получе­нию политического, религиозного и гражданского полноправия, какими пользуются в данное время русские, без чего нам нельзя воспользоваться означенными в параграфе первом нашими целями. 4. Мусульмане долж­ны стремиться и приноровиться к тому, в чем нуждается в настоящее время Россия и к чему она стремится в будущем. С течением времени могут возникнуть в государстве совершенно новые идеи, новые начала, поэтому мусульманам необходимо подготовить заблаговременно из сво­ей среды компетентных лиц, строго следить за их воспитанием. Для достижения этой цели мусульмане повсеместно всеми мерами должны стремиться к открытию общеобразовательных мектебов (училищ), пос­редством газет, журналов и повременных изданий, читален, библиотек, лекций распространить среди мусульман идейное начало. 5. Для дос­тижения в перечисленных первых 4 параграфах целей необходимо пов­семестно устраивать меджлисы (совещательные собрания).

В этом плане заслуживают особого внимания два пункта, в которых подчеркивается необходимость объединения с русскими передовыми представителями (в первую очередь имелись в виду либералы) и содержится решимость добиваться равноправия с русским населением. Время диктовало свои условия. Так как до издания Манифеста 17 ок­тября 1905 г. любая политическая партия могла функционировать лишь нелегально, организаторы съезда не претендовали на создание подоб­ной партии, а предполагали ограничиваться устройством совещатель­ных собраний, которые бы координировали общие усилия для достиже­ния некоторых гражданских, политических прав, позволяли вести на широкой основе культурно-просветительную деятельность.

Тем не менее в результате этого нелегального съезда впервые в истории национального движения среди тюрко-мусульман появилась организация, поставившая своей целью объединение мусульман на почве их общих интересов. Организация по религиозному принципу получила название «Иттифак эль-муслимин» (Союз мусульман). Но по целому ряду обстоятельств в «Иттифаке» первую скрипку играли татары. Глав­ным образом это объяснялось численностью татар, их «продвинутостью» в системе образования, наличием финансовой базы, нацеленностью на европейские формы политического движения, толерантностью в отно­шении либеральных структур российского общества.

По мере углубления революции, в особенности после провозглашения Манифеста 17 октября, встает вопрос уже о создании политической пар­тии мусульман и выработки ее программы. В этих условиях в различных городах империи, в том числе в Казани, устраивались митинги или сове­щания, на которых рассматривались программы различных политических партий. На одном из таких совещаний под председательством С.Алкина выступили Ю.Акчура, Г.Апанаев, Б.Шараф, а также представители эсде­ков и эсеров. Леворадикалы (эсдеки и эсеры) утверждали, что специаль­ной для мусульман политической партии не может быть, поскольку «буржуй с пролетарием в одной партии несовместимы».

По этому поводу был проведен еще целый ряд митингов (21, 23, 27, 29 ноября, 3,17,27 декабря 1905 г.) с участием представителей различной политической ориентации, иногда даже с приглашением известных рус­ских либералов (Бать, Венецианов и др.). В конечном счете митингующие остановились на программе, выработанной 1-м съездом 15 августа 1905 г. Но для ее окончательной доработки было решено созвать съезд в каком-нибудь из городов. С целью выяснения позиции ведущих деятелей наци­онального движения было решено обратиться к членам «Иттифака» - Г.Топчибашеву, И.Гаспринскому, Г.Ибрагимову, Ф.Карими, С.Алкину, Г.Галиеву (Баруди), Г.Апанаеву, Ю.Акчуре и др. В силу ведущей роли татар в национальном движении было сформировано Казанское бюро «Союза мусульман», в состав которого входили С.Алкин, Г.Апанаев, Ю.Акчура и др.

Зарождение и становление политической партии мусульман, где татары имели огромное влияние, сопровождалось бурными дискуссия­ми и оппозиционными демаршами. Об этом свидетельствует хотя бы то, что среди митингующих выступали люди, которые порой отстаивали прямо противоположные взгляды (А.Сайдашев, Х.Максуди. Г.Камал, представители социалистических партий и т.д.). Уже на 1-м съезде не было единства среди участников. Леворадикальная молодежь («социалисты») в лице Г.Исхаки, Ф.Туктарова. Х.Мамина, Дж.Мугинова, А.Субаева, Т.Соловьева, Х.Ашурджанова, В.Сайдашева и др. резко выступа­ла против умеренной части делегатов, требуя создания не политичес­кой партии, а организации, отстаивающей духовно-просветительные, куль­турные интересы нации. Ибо, по их мнению, «богач и бедняк не могут есть из одной тарелки».

Казанское бюро «Союза мусульман» в составе Ю.Акчуры, С.Алкина, Г.Апанаева, Г.Галиева (Баруди), Х.Максуди хотя и не отличалось осо­бой активностью в деле реализации поставленных 1-м съездом задач, но преуспело в деле подготовки созыва очередного форума мусульман, выработки устава и программы «Союза». Только в ноябре-декабре 1905 г. казанские либералы провели восемь общегородских собраний, на кото­рых общими усилиями был создан примерный проект программы му­сульманской партии. К разбору программ существующих в России политических партий и разработке «своей» программы наибольшую причастность имели С.Алкин, Ю.Акчура, Г.Апанаев, Б.Шараф, Г.Иманкулов, С.Иманкулов, К.Тарджемани, Г.Амирхан, Г.Салихов и др.

Это было время, когда по всей стране разворачивалась активная кампания по подготовке к выборам в 1-ю Государственную думу и необходимо было определиться, с какими партиями мусульманам следует солидаризироваться. Бюро разослало воззвания в регионы, где мусульмане проживали компактными группами, с тем чтобы там выби­рались делегаты на 2-й съезд «Иттифак эль-муслимин». Съезд намече­но было провести в столице государства —   С.-Петербурге. От Казани на съезд были избраны такие знаменитости, как С.Алкин,    Г.Апанаев. Г.Галиев (Баруди), Ю.Акчура, А.Сайдашев, а также Ф.Амирхан, Ш.Рахимов (представители шакирдов), М.Сабиров.

В ЦК «Союза мусульман» прошли следующие лица, набравшие наибольшее число голосов: Г.Ибрагимов, Ю.Акчура, С.Алкин, И.Гаспринский, Г.Топчибашев, Г.Апанаев, Г.Галиев (Баруди), С.Максуди, Ш.Сыртланов, М.Бигиев,    Габд.Буби, Х.Максуди, М.Давидович, Ш.Кошчегулов, С.Джантюрин (всего 15 человек). Из них 11 человек были татарами, а 7 непосредственно представляли Казань или близлежащий регион.

Равиль АмИрханов

(Продолжение следует)

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100