news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

ДАЛЕКОЕ-БЛИЗКОЕ//ЭНВЕР-ПАША. НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ТАМЕРЛАН//3 марта, №9

В политической истории Ближнего Востока первой четверти XX века нет более яркой и противоречивой фигуры, чем Энвер. Ему посвящены и научные исследования, и художественные произведения, а сам его образ приобретает очертания героя мифов и легенд, сравнимых разве что с Чингисханом и Тамерланом, при всей разнице их реальных масштабов и свершений. Недавнее перезахоронение его останков, перевезенных из затерявшегося в предгорьях Тянь-Шаня местечка на родину, снова всколыхнуло интерес к жизни и судьбе этого “тюркского льва, загнанного в логово”, — как писал о нем в 20-х гг. один из советских дипломатов. Добавим, что судьба Энвера была решена лично Сталиным, и для этого в Среднюю Азию он направил своего самого доверенного человека — Серго Орджоникидзе...

Некоторые тайны жизни и гибели Энвера стали известны только после частичного рассекречивания документов в архивах Турции и России... Хотя и там, и здесь не торопятся раскрыть эту историю полностью. И на это есть веские причины. Мы до сих пор не знаем всю подоплеку гибели другого знаменитого турка — руководителя компартии Мустафы Субхи, посланного из Москвы в Турцию с ведома Кемаля Ататюрка... Он был схвачен вместе со своими спутниками в январе 1921 г. в Трапезунде, вывезен в море и расстрелян. Советский консул не принял мер к его спасению. Султан-Галиев — друг Субхи, — считал, что причины гибели лидера турецкой компартии надо искать не только в Анкаре, но и в... Москве. Есть самые различные версии произошедшего. Одна из них — в “треугольнике” Кемаль Ататюрк, Энвер и Субхи кто-то стал лишним...

Политика была опасным, а нередко и грязным делом (по нашим упрощенным понятиям) во все времена. Это мы видим и сейчас! Поговорим о “турецком” следе в большевистской политике начала 20-х, когда лозунг мировой революции еще не был сдан в “архив”. Действующие лица: Ленин, Сталин, Троцкий. Радек, Склянский, Чичерин..., с турецкой — Энвер, Кемаль, Джемаль, татары — Султан-Галиев и Фирдевс, башкир Заки Валидов. Эта драма с трагическим концом была одним из эпизодов (но далеко не второстепенным) попытки создания мировой “монистической империи, в реальность которой некоторые лидеры большевиков искренне верили. Не исключаю, что они действительно хотели облагодетельствовать человечество...

Одна из причин написания этого очерка — слова моего коллеги, японского профессора Ямаучи, опубликовавшего три книги о Султан-Галиеве, интересную брошюру о Ваисове и вообще, наверное, самого большого знатока татарской политической жизни из зарубежных ученых. Передавая новую книгу, основу которой составили письма Энвера 1919-1922 гг., связанные с пребыванием в Советской России, он заметил, что излагает его историю только на основе документов из турецких архивов, а надо бы попробовать взглянуть на него глазами советских политиков и спецслужб. Замечу, что из 21 папки (дел по нашей терминологии), относящейся к деятельности Энвера после 1918 года, Ямаучи получил доступ к 13. Если запрет на доступ к переписке Энвера с женой можно объяснить этическими мотивами, то запрет на папки с документами о пребывании в Москве и Ташкенте, содержащие, видимо, много сенсационного, объясним только политическими мотивами. Но такое есть везде.

В Англии до сих пор не выдают некоторые документы, связанные с Крымской войной, что создает широкое поле для различных версий. В очерке были учтены и некоторые оценки, данные С.Блэнком, автором вышедшей в США книги “Ученик чародея. Сталин во главе Наркомнаца”, где есть и сюжет “Сталин — Султан-Галиев”. В Турции также вышло несколько книг об Энвере. Но все они являются “взглядом” с одной стороны, и оценки советских лидеров, подчас довольно интересные, даются только в интерпретации Энвера и его соратников. Мы попробуем взглянуть на эту давнюю, но и сейчас злободневную детективную историю с другой стороны, приоткрыв некоторые тайны советских архивов.

Учитывая, что очерк предназначен для широкого круга читателей, напомню кратко предысторию событий и некоторые фрагменты биографии главного героя.

Начнем с биографической справки, помещенной в Большой Советской Энциклопедии: “Энвер-паша 22.11.1881, Стамбул — 4.8.1922, близ Бальджуана, турецкий военный и политический деятель, активный участник Младотурецкой революции 1908 и один из лидеров младотур. партии “Единение и прогресс”. В 1903 окончил Академию Генштаба в Стамбуле. В янв. 1913 осуществил гос. переворот, приведший к сверж. пр-ва феодал, компрадорской партии “Свобода и согласие”, вошел (вместе с Талаат-пашой и Джемаль-пашой) в неофиц. триумвират, сос-редоточивший в своих руках всю власть в Турции. Э.-п. — один из главных проводников идеологии пантюркизма и панисламизма, инициатор заключения Турцией воен. союза с Германией и вовлечения Турции в 1-ю мировую войну 1914-1918 гг. Во время войны занимал высший воен. пост зам. главнокомандующего (главнокомандующим формально числился султан). Вместе с Талаатом был гл. виновником массового истребления армянского народа. По приказу Э.-п. тур. войска в сент. 1918 предприняли, в нарушение Брест-Литовского договора 1918, антисов. интервенцию на Кавказе и захватили Баку. После подписания Турцией Мудросского перемирия 1918 Э.-п. бежал в Германию, затем некоторое время находился на терр. Сов. России. Потерпев неудачу в попытке проникнуть в Анатолию и возглавить там борьбу против Ата-тюрка, в конце 1921 принял гл. участие в антисов. басмаческом мятеже в Ср. Азии и был убит в бою с частями Красной Армии”.

Читая эту энциклопедическую справку, да и более многословные научные труды, поневоле вспоминаешь восточную пословицу: “Половина хлеба — это хлеб. Половина правды — это ложь”. За исключением даты рождения и смерти, фактов служебной биографии, все остальное — “половина правды”. Особенно двусмысленная фраза: “некоторое время находился на территории Сов. России”. Сразу же возникает вопрос, кто его пригласил? Что кроется за словом “территория”?

Если биография Энвера до 1918 г. практически “прозрачна”, то начиная с 1918 г. и до гибели его около кишлака Оби-Даже в ней сплошь недомолвки, “пробелы”, а подчас и самые невероятные приключения, иногда приобретающие мистический характер. Вплоть до того, что он 6 раз пытался перелететь на самолете из Германии в Россию, и все 6 раз самолет или падал, или шел “на вынужденную”. Поневоле вспомнишь пословицу о том, что, кому суждено быть повешенным, тот не умрет от пули. И наоборот, как в данном случае.

Источником для воссоздания фрагментов биографии Энвера в ее российской части стали, в первую очередь, недавно еще сверхсекретные материалы следственного дела М.Султан-Галиева, в которых он весьма подробно рассказывает о пребывании Энвера в России и его контактах с деятелями мусуль-манских регионов и коммунистами, работавшими в Наркомнаце; сведения, представленные мининделом в КГБ СССР о конкретных адресах проживания Энвера и датах его въезда и выезда из страны, и другие архивные документы. Весьма информативен рассказ резидента ВЧК Агабекова, конкретного организатора “ликвидации”, об обстоятельствах гибели Энвера. Некоторые сведения подтверждаются в автобиографии, написанной К.Радеком для энциклопедии. Есть еще ряд источников, в том числе протоколы Политбюро, секретная переписка вождей, документы фонда 558 (фонда Сталина), опубликованные воспоминания советских дипломатов и т. п., с помощью которых можно достаточно точно перепроверить некоторые сведения, приведенные Ямаучи.

Автор использует некоторые записи устных бесед с теми, кто имеет прямое или косвенное отношение к теме. В частности, известная французская журналистка и писательница — Кенези Мурад, автор бестселлера о последних днях султаната в Турции (ее мать была правнучкой султана). С ней автора связывают дружеские отношения, возникшие на основе обоюдного интереса к судьбе Султан-Галиева, о котором Мурад собиралась написать роман. Она рассказывала о причинах взаимной неприязни Энвера и Кемаля Ататюрка.

Булат Султанбеков

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100