news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100

Далекое-близкое//ЭНВЕР-ПАША. НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ТАМЕРЛАН//11 марта, №10

(Продолжение. Начало в №9) Некоторые, правда, отрывочные, сведения я услышал от друга нашей семьи Махмуда Будайли, бывшего во время пребывания Энвера в Советской России нашим дипломатическим представителем в Хорезме.

Итак, после военного поражения Турции всем трем триумвирам пришлось бежать из страны на немецком военном корабле. Бегство было необходимо и потому, что страны Антанты видели в них военных преступников, виновников гибели многих тысяч армян, депортированных в 1915 г. из прифронтовой полосы в другие провинции страны под предлогом угрозы мятежей. Хотя по поводу отдельных деталей депортации и числа жертв до сих пор идут споры, несомненно одно, что это было массовое убийство людей и до сих пор является для армян аналогом “холокоста”.

Высадка произошла на северном побережье Черного моря, около Одессы, на территории, находившейся под немецкой оккупацией. У Энвера и его соратников сохранялись тесные и доверительные отношения с немецким командованием, установленные во время совместных боевых действий против войск Антанты. После непродолжительного пребывания в Крыму и неудачной попытки обосноваться на Кавказе, Энвер вместе с отступавшими немецкими войсками оказывается на территории побежденной Германии. Здесь же очутились многие его соратники и семья. Именно во время пребывания в Берлине произошли события и встречи, предопределившие во многом судьбу Энвера, а, возможно, и его гибель. Оставим в стороне ряд интересных сюжетов, связанных с попытками бывших руководителей Турции, а теперь бесправных эмигрантов, установить тесные связи с немецкой военной элитой, и особенно со знаменитым генералом фон Сектом, поиски источников финансирования обновленной партии “Единение и прогресс” и многое другое. Рассмотрим факты и события, приведшие тогда Энвера к большевикам.

В поле зрения Энвера появляется Карл Радек — одна из самых авантюристических фигур среди большевиков, циничный и остроумный человек, нередко используемый Лениным и Троцким для выполнения самых рискованных, а подчас и сомнительных операций. Не случайно враги называли его “Крадек”. В то время “идеей фикс” большевиков была революция в Германии, на подготовку которой не жалели ни денег, ни людей. Один из таких эмиссаров, работавший в “подполье”, щедро снабжаемом “русским золотом”, — К.Радек, арестован в феврале 1919 г. и посажен в тюрьму “Моабит”. Однако условия содержания там были весьма мягкие, ему разрешалось принимать посетителей, писать и передавать письма и многое другое. Не случайно его камера получила название “салон Радека”. Здесь, судя по воспоминаниям Радека, и состоялась его встреча с Энвером и Талаатом — недавними “вице-командующим” и “великим визирем”. Радек с удовлетворением пишет, что “из тюрьмы удается наладить отношения с Талаат-пашей, Энвером-пашей и с представителями восточной ориентации германского политического мира, с бывшим министром иностранных дел Гинце и т. д.”.

Встречи, состоявшиеся в конце лета-начале осени 1919 года, удовлетворили обе стороны. Для Радека, поддерживавшего постоянные связи с Москвой через доверенных лиц, это была попытка привлечь к борьбе с главным в то время врагом Советской России — Англией, популярную на востоке фигуру, обладавшую, как теперь говорят, “харизмой”, воздействовавшей на умы мусульман. Блестящий военачальник, зять “халифа” — султана, считавшегося хотя бы номинально главой мусульман, человек, обладавший ораторским даром и талантом художника — Энвер вполне подошел бы для роли нового “махди”, призванного изгнать англичан из Индии — главной жемчужины британской короны.

Москва предпринимала тогда ряд энергичных мер по созданию единого антибританского фронта, объединявшего самые различные силы. В 1919 г. в Москву прибыла группа общественных деятелей из Индии во главе с профессором Баракатуллой, имевшим прямое поручение лидеров Афганистана установить контакты с большевиками и прозондировать почву для военного сотрудничества. Уже на другой день после прибытия, 5 марта, Ленин принял Баракатуллу. В ходе беседы дано согласие на оказание военной помощи афганскому эмиру Амманулле хану в борьбе с англичанами. Баракатулла выдвинул идею о создании широкого объединения всех общественных сил колониального востока в борьбе против империализма и созыва на территории России всемирного съезда этих сил и образования постоянно действующего комитета. Эти идеи были реализованы с известными коррективами в 1920 г. Делегация пробыла в РСФСР до декабря 1919 г. и в пропагандистских целях совершила ряд поездок по регионам, населенным мусульманами. Вместе с ним постоянно находился татарин Риза Ибрагимов — теолог и публицист, широко известный на востоке, один из столпов ислама в Японии, и Муса Бигиев.

Во время пребывания в Казани по поручению Сталина, Султан-Галиев организовал ряд встреч Баракатуллы с татарскими общественными деятелями. По решению Политбюро ему разрешалось выступление и перед воинским контингентом. В тот период глава военного ведомства Л.Троцкий начал готовить корпуса для индийского похода. Ведущую роль в них должны были сыграть татарские и башкирские бригады. Лозунг “разжечь пламя мировой революции на востоке” был официально провозглашен Калининым в 1919 г. на съезде коммунистических организаций народов Востока и поддержан в выступлении Сталина. Но, учитывая “менталитет” востока, ни один из деятелей прокоммунистической ориентации (З.Валиди, М.Султан-Галиев, Ф.Ходжаев, Н.Нариманов) по своему политическому “калибру” на роль главы просоветского международного движения мусульман не подходил. Таким человеком мог стать Энвер.

Что могло привлечь Энвера к сотрудничеству с большевиками? В первую очередь, огромное честолюбие и стремление вновь вернуться на политическую арену. Один из вариантов сотрудничества мог предусматривать возвращение его на первые роли в самой Турции, где положение Мустафы Кемаля было довольно непрочным, и Москва еще окончательно не решила, на кого следует поставить в этой политической игре. В перспективе Энвер наверняка хотел с помощью Москвы стать главой антиимпериалистической мусульманской державы, включающей в себя территории от Кашгара до Персии...

Попутно он являлся своеобразным представителем тех лиц из военных кругов Германии, которые видели в техническом сотрудничестве с Россией одну из возможностей восстановления немецких вооруженных сил на основе новой боевой техники, которая должна была испытываться и производиться на советской территории. Эта программа впоследствии успешно осуществлялась (авиазавод Юнкерса в Филях, центры по подготовке танкистов и летчиков в Казани и Липецке, разработка и испытания боевых отравляющих веществ в “Томке” и др.), но эта тема выходит за рамки очерка.

После ряда неудачных попыток попасть в Москву по воздуху, Энверу и его соратникам удалось добраться до Москвы морским и сухопутным путем. В книге Ямаучи датой приезда называется 15 августа 1920 года. Эта дата определяется письмами, отправленными Энвером из Москвы. Однако есть и другая версия.

В справке мининдела со ссылкой на документы АВП (архив внешней политики СССР), которая представлена в КГБ СССР в 1986 г., утверждается, что “Энвер-паша под псевдонимом Али приезжал в июле 1920 г. в Советскую Россию и до своего отъезда в Батуми в июле 1921 г. проживал по адресу Софийская наб., д. 14”. Для поездки в Батуми ему были выданы документы на имя Бекирова. По косвенным данным, имеющимся в АВП СССР, Энвер-паша из Батуми вернулся в Европу и 1 июня 1921 г. вновь приехал в РСФСР из Германии и проживал по адресу: Гнездниковский пер., д.9.

Учитывая серьезность и четкость работы наркоминдела и ВЧК, державших под всеобъемлющим контролем такую крупную политическую фигуру (на нее возлагали большие надежды Ленин, Сталин и Троцкий), можно полагать, что датировка приезда и пребывания Энвера в справке АВП является более правильной.

Булат Султанбеков

(Продолжение следует)

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100