Сегодня татарстанские ветераны подводного флота пойдут… в школу. Традиция у них такая - каждый год в День моряка-подводника собираться в казанской школе № 78, где совместными усилиями самих отставников и учеников создан уникальный музей подводного флота, среди экспонатов которого - рында и вентиль с легендарной «К-19», часы моряка, погибшего при аварии подлодки «Курск», кусок обшивки «Курска». Чтобы увидеть эти раритеты собственными глазами, ваш корреспондент напросилась на экскурсию в школьный музей.
Подлодка всплывет в парке Победы
Роль гидов взяли на себя директор музея Ольга Смолярова и ветеран-подводник Риталий Марданов - почетный председатель Морского собрания РТ. Меня подвели к огромному люку, вделанному в стену, нажали какой-то рычаг, крышка люка с лязгом открылась и…
- Прошу, - пригласил меня Марданов и, едва мы очутились внутри, задраил люк. - Это настоящая переборочная дверь, которая разделяет отсеки подводной лодки. Ее всегда задраивают, чтобы в случае аварии в одном из отсеков не пострадали остальные.
Дверь подарил музею капитан 2-го ранга в отставке Габдельхамит Абдуллазянов, служивший на Северном флоте заместителем командира на АПЛ «Казань». Он отдал атомному подводному флоту почти два десятка лет, а когда вышел в отставку, продолжил «службу» в качестве активиста общественной организации «Ветераны ВМФ РТ», которая теперь называется Морское собрание РТ. В 2004 году субмарину «Казань» отправили на утилизацию, и Абдуллазянов договорился с директором Северодвинского завода «Звездочка», что рубку «своей» подлодки заберет на родину - чтобы установить в парке Победы. Но денег на транспортировку реликвии не нашлось. Офицер обратился к Премьер-министру Татарстана Рустаму Минниханову, и тот пообещал, что к нынешнему Дню ВМФ, который будет отмечаться в конце июля, рубка с подшефной субмарины обязательно займет почетное место на Аллее Славы парка.
Несчастливая «Щука»
Экспозиция начинается с документов, посвященных подлодке Щ-402, которой командовал наш знаменитый земляк Николай Столбов. В начале войны его «Щука» ставила рекорды по количеству пущенных ко дну фашистских военных кораблей. Но в один из августовских дней 1942 года, когда подлодка мирно стояла на базе, на ней случился взрыв аккумуляторных батарей. Погибли 19 членов экипажа, в том числе и командир. Сейчас имя Николая Столбова носит одна из улиц Казани. А о причине взрыва до сих пор ничего не известно. Лодку тогда быстро починили и снова отправили сражаться с врагом. Но сентябре 44-го на «Щуку» сбросил авиабомбу советский самолет. О том, как такое могло случиться, история тоже умалчивает. Военные историки утверждают, что это единственный за всю войну случай, когда советский самолет разбомбил свое судно.
Часы остановились в полдень…
Рассказам об авариях, которые произошли на подводных лодках в мирное время, в школьном музее отведено несколько стендов. На одном - экспозиция, посвященная трагедии на АПЛ «Курск». Утром 12 августа 2000 года субмарина вышла в море, а в полдень экипаж уже не выходил на связь. Позже выяснилось, что в ракетном отсеке субмарины произошел взрыв, в результате которого погибли все 118 членов экипажа. Расследование аварии длилось несколько лет, и причиной ее назвали взрыв торпеды, от которого сдетонировал весь боекомплект. Некоторые специалисты отмечают, что этот тип торпед давно надо было снять с вооружения ВМФ как опасный и ненадежный, но средств на перевооружение не хватало. Как выразился тогдашний Генпрокурор РФ Владимир Устинов, настоящей причиной катастрофы стали «10 лет разрухи»…
В 2003 году в Казань к родственникам приехал отец матроса, погибшего на «Курске», и подарил музею кусочек обшивки субмарины и часы, принадлежащие сыну.
- Он сказал, - вспоминает директор музея: - Это все, что у меня осталось от сына. Но здесь они будут напоминать о нем всем, кто придет к вам и услышит рассказ о трагедии «Курска».
«Хиросима» Северного флота
Если бы не голливудский блокбастер «К-19: Оставляющая вдов» с Харрисоном Фордом в главной роли, возможно, до сих пор бы никто не знал, что скромный казанский пенсионер Николай Карпюк, 52 года проработавший на КОМЗе, - один из участников событий, о которых рассказывает фильм. Как не знали бы и о подвиге экипажа К-19... 4 июля 1961 года, когда субмарина находилась в Датском проливе, на подлодке произошла авария системы охлаждения атомного реактора, которая привела к взрыву. Членам экипажа удалось ликвидировать неисправность и заглушить реактор. При этом 10 человек погибли, 23 получили большие дозы радиации. Позже выяснилось, что причиной аварии стал заводской брак…
После аварии К-19 дезактивировали, отремонтировали и снова спустили на воду. Последний причал лодка нашла под Мурманском в 2003 году, а членам экипажа разрешили оставить себе что-нибудь на память. Николай Карпюк взял вентиль и рынду, а потом решил подарить реликвии музею.
- Когда я рассказываю школьникам о своей службе на подводной лодке, они меня обязательно про кино спрашивают, - говорит Карпюк. - Мол, правда, что вы на льду в футбол играли? Нет, конечно. Многое в фильме придумали. И никакие американцы нас с подлодки не снимали, а снимали наши. Как сейчас помню: всплыли мы, а вокруг - полный штиль, солнышко. Даже не верилось, что мы такой ад пережили.
В 2002 году Николай Карпюк и еще двое татарстанцев из героического экипажа К-19 - Александр Шашабрин из Нижнекамска и Александр Запускалов из Набережных Челнов - побывали в Питере на премьере голливудского блокбастера. Карпюк поехал не с пустыми руками - выточил на заводе памятные значки: на фоне российского и американского флагов - силуэты командира советской субмарины Николая Затеева и Харрисона Форда, который его сыграл.
- Фильм смотрели с огромным волнением, - вспоминает Карпюк. - А когда пошли финальные титры, все встали, зааплодировали. Потом к нам люди подходили, руки жали. А я подошел к режиссеру фильма Кэтрин Бигелоу и говорю: разрешите, мол, вам вручить значок на память. Она приколола его на платье и расплакалась. Жаль, что Харрисон Форд не смог тогда в Питер приехать, но Кэтрин обещала, что обязательно передаст ему второй значок.
Елена МЕЛЬНИК