news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Что станет с "Единой Россией" после смены лидера?

Предложение Дмитрию Медведеву возглавить «Единую Россию» со всех сторон выглядит абсолютно естественно.

Ведь он многие годы, еще с работы в администрации президента, сотрудничал с партией, без кавычек называл себя ее единомышленником, участвовал в ее съездах, встречался с ее активом, возглавлял ее список на выборах в Госдуму. Наконец, это решение, если оно состоится, будет соответствовать логике проводимых им на посту президента реформ, направленных на укрепление институтов демократии и развитие политической культуры. Так что, по-моему, не нужно подробно рассматривать причины. А вот следствия этого шага, плюсы и минусы, возможности и риски для самых главных заинтересованных сторон оценить, безусловно, стоит.

Сам Медведев получит контроль над крупнейшей политической партией, крупнейшей политической силой страны, со всеми ее атрибутами, кадровым активом и инструментами управления, начиная от федерального центра и заканчивая муниципалитетами. Как ни крути, но «Единая Россия» — единственная политическая вертикаль, построенная не через государственные органы власти, но при этом имеющая на них колоссальное влияние. Впрочем, как и наоборот. У медведевских «малого» и «большого» правительств появляются новые ресурсы, возможности для кадровых назначений и неформальные контрольные функции. Проблемы и риски для нового партийного лидера, как и обычно в таких случаях, коренятся в достоинствах «Единой России». Партия, как и всякая мощная машина, имеет свою инерцию. В нашем случае инерцию идеологическую, технологическую и кадровую. Притом что ей давно необходимо капитальное обновление. Впрочем, как и всей стране. Медведеву к тому же придется решить для себя и сложную дилемму позиционирования в партии — станет ли он ее членом или нет. Что в данных условиях окажется важнее: укрепление влияния внутри структуры или сохранение возможностей для маневра — выбор не из самых простых.

Путин показательно демонстрирует личную порядочность, умение держать слово и уверенность в собственных силах. Одновременно для него открывается перспектива сложной игры с различными группами давления. Ведь даже самым сильным лидерам не стоит оставаться с ними наедине. В этом смысле партийное усиление Медведева — в интересах будущего президента, которому в ближайшее время необходим сильный кабинет, а не «подвешенная» аппаратная структура без публичного ресурса.



«Единая Россия», в свою очередь, в целом выигрывает. Если раньше элита (вплоть до губернаторов) то и дело впадала в ступор от «сигналов», что Медведев готовит создание собственной партии, то теперь для них не будет оснований. И будущий премьер, и будущий президент будут своими. Конечно, теперь предстоит работа по переформатированию правящей партии под новый стиль. Но ведь партия не приватизирована ее нынешним аппаратом и никто не имеет индульгенции на будущее. Для многих пережить потерю мест будет тяжело. Но никто, даже среди ее самых высших аппаратчиков, рядовых членов и преданных сторонников не сомневается в том, что «Единая Россия» нуждается в обновлении. Ее прежние недостатки временами становились серьезной обузой даже для Путина. Так продолжаться не может. Наступило другое время — партия не может быть реактивной, необходимо самой формировать повестку дня. С приходом Медведева партия сохранит возможность влияния на кадровые и политические решения в рамках исполнительной власти. Что немаловажно в свете предстоящих прямых выборов глав регионов.

Анализировать возможные плюсы и минусы этого решения с точки зрения оппозиционных партий бессмысленно. Позитивным решением Медведева они будут недовольны. Оно лишь усилит их главного политического противника. Это недовольство неизбежно выльется на Медведева и правящую партию в Госдуме во время майского обсуждения кандидатуры главы правительства, хотя результат и известен.

Реакция двух неформальных идеологических лагерей, сегодня активно влияющих на повестку дня, будет негативной, и это придется учесть.

Радикальные либералы вновь разочарованы. Конечно, не так сильно, как 24 сентября, но достаточно серьезно, чтобы подпортить праздник. Их стратегия, направленная на политическое уничтожение Путина через ослабление Медведева, ставка на жесткий аппаратный и личностный конфликт между членами тандема не реализовались. Они не будут признавать, что Медведев ведет себя как серьезный политик, не желающий в их интересах пренебречь своим будущим ради искусственно навязываемых ему принципов и идеологем. Как обычно в подобных ситуациях, разочарования либералов выльются в уничижительные характеристики разочаровавшего и атаки на Медведева и «Единую Россию» со стороны этого лагеря будут только нарастать до той поры, пока им не удастся найти «новую любовь».

Консерваторы тоже разочарованы и тоже будут атаковать правящую партию во главе с Медведевым. Им ведь, в свою очередь, хочется, чтобы Путин как можно быстрее вернул статус-кво середины нулевых. Они воспринимают Медведева во главе «Единой России» исключительно как «поблажку» «болотному» креативному классу. Идеологически и стилистически чуждый для них политик во главе правительства и партии большинства неприемлем. К тому же они чувствуют, что для Путина Медведев не столь далек, как им казалось вначале, и это их вдвойне раззадоривает.

Есть еще несколько аспектов, связанных с последствиями решения Медведева, и они касаются уже не реакции отдельных групп, а политической системы в целом. Во-первых, подтверждается еще не имеющая долгой традиции важная практика — когда лидер списка победившей на парламентских выборах партии возглавляет правительство. Эта потенциальная возможность для партий определять логику действий и кадровый состав исполнительной власти сделает политсистему более органичной и стабильной, даст хороший стимул на будущее основным игрокам. Во-вторых, впервые может произойти органичная смена реального руководителя не только правящий партии, но и крупной партии вообще. В большинстве своем созданные по образу клиентел, отечественные партии не готовы к подобным кадровым перестановкам. Для лидеров парламентских оппозиционных партий это серьезный «звонок».

Разумеется, это не все заинтересованные участники, чьи интересы и проблемы можно коротко изложить. Но в целом контуры, по-моему, ясны. Так же как и ясен главный вывод из всех этих раскладов: предстоящие в ближайшее время политические события будут столь динамичными, а возможные повороты сценариев столь неожиданными, что не стоит делать скоропалительных выводов о проигравших и победителях.

Автор — руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры Алексей Александрович Чеснаков

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100