news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Что было раньше – яйцо, курица или технолог?

Новые подробности «перепелиной войны».

Философский вопрос – что было раньше яйцо или курица? – получил новый ответ. Раньше был технолог! И этот технолог сыграл немаловажную роль в продолжающейся в Татарстане «перепелиной войне».

Оказывается, производить майонез на перепелином яйце в республике елабужское ЗАО «Эссен продакшн АГ» начало раньше, чем прославившийся своим патентом на этот продукт Казанский жировой комбинат. КЖК же, как выясняется, мог «творчески заимствовать» изобретение коллег, чтобы потом запатентовать его как собственное. Документы, подтверждающие это, были предоставлены журналистам на пресс-конференции, которую провел генеральный директор «Эссен продакшн» Леонид Барышев.

На пресс-конференции он рассказал о подробностях сотрудничества между КЖК и «Эссен продакшн», ныне находящихся по разные стороны баррикад.

В свое время елабужская компания по просьбе КЖК, только налаживающего производство майонеза на новом германском оборудовании в Лаишевском районе, направила на завод конкурента (а тогда еще партнера) своего технолога. И именно благодаря консультациям этого специалиста Казанскому жировому комбинату удалось заставить работать должным образом заграничную новинку.

Но, как оказалось, сотрудничество главного технолога «Эссена» Алмаза Гарифуллина с КЖК не стало разовой акцией. Гарифуллин после 4 с половиной лет работы в «Эссен продакшн» перешел в группу компаний «Нэфис», которой и принадлежит Казанский жировой комбинат. Сам факт перехода высококвалифицированного специалиста в стан конкурентов не вызывает удивления – это один из нормальных способов конкурентной борьбы. Вот только Алмаз Гарифуллин был одним из тех, кто занимался на «Эссен продакшн» разработкой майонеза на перепелином яйце еще в 2004 году – задолго до появления аналогичного продукта у Казанского жирового комбината. Не стал ли Гарифуллин одним из создателей казанского аналога – вопрос, наверное, риторический.

Промышленный шпионаж? Нет. Сам «Эссен продакшн» не скрывал рецептуры майонеза на перепелином яйце, она была открыта, не патентована, а потому о воровстве речи идти не может. Елабужане не ждали «подножки» от коллег. «Мы не думали, что КЖК не только запатентует эту общедоступную рецептуру, а потом еще и предъявит нам претензии о нарушении патента», - сказал гендиректор «Эссена».

Теперь же «Эссен продакшн», оказавшись под ударом со стороны бывшего партнера, вынужден доказывать тот факт, что рецептура майонеза на перепелином яйце не является эксклюзивным изобретением КЖК. Заседание Арбитражного суда РТ по вопросу о праве преждепользования ЗАО «Эссен продакшн АГ» на майонез на перепелином яйце состоялось 6 июля.

Нынешний процесс уже «не первой свежести». Он начался еще в марте 2008 года – в его рамках производитель майонеза «Махеевъ» намеревается доказать, что первым начал выпускать майонез на перепелином яйце – так называемое право преждепользования на рецептуру. Компания производила майонез на перепелином яйце еще до даты приоритета патента Казанского жирового комбината и подкрепляет свое утверждение фактами. А сам патент КЖК, по мнению заявителей, является тождественным техническому описанию рецептуры майонеза, который производил «Махеевъ» (что неудивительно, если вспомнить про технолога Гарифуллина).

В том, действительно ли тождественность имеет место быть, должна была разобраться назначенная судом независимая экспертиза. Результаты экспертизы и были представлены на последнем судебном заседании. Эксперты констатировали, что патент КЖК и техническое описание (ТО) на майонез «Провансаль» не являются тождественными. Но расхождение оказалось лишь в одном пункте – эксперты не признали тождественность яйца в ТО (без указания происхождения) и яйца перепелиного в патенте.

Сторона истца, однако, была готова к такому результату экспертизы, и адвокаты «Эссен продакшн» ходатайствовали об изменении обоснования своего заявления, предоставив вместо первоначально представленного ТО на майонез «Провансаль» техническое описание рецептуры майонеза на перепелином яйце, который выпускался в Елабуге еще в 2004 году – также до появления патента КЖК. Рецептуры этих майонезов схожи, но во вновь представленном суду ТО яйцо прямо указано как перепелиное. Таким образом, по мнению «Эссен продакшн», подтверждается последний «спорный» пункт, и результат экспертизы автоматически становится положительным.

Как выяснилось, это был запланированный шаг «Эссен продакшн». По признанию Леонида Барышева, заявителям, не слишком доверяющим независимости экспертов, пришлось стать «великими юридическими комбинаторами». «Мы были готовы к тому, что экспертиза окажется не в нашу пользу, но для нас было важно, чтобы эксперты признали тождественными все остальные ингредиенты помимо перепелиного яйца», - заявил Л.Барышев.

Однако суд не удовлетворил ходатайство стороны заявителя, и «Эссен продакшн» был вынужден доказывать свою правоту в рамках существующего искового заявления – основываясь на экспертном сравнении ТО «Провансаля» и патента КЖК.

КЖК предложил пригласить в суд экспертов для выяснения спорных вопросов относительно результатов экспертизы. В случае если эксперты не разъяснят все спорные моменты, КЖК даже готов оплатить новую экспертизу. Очередное заседание по просьбе ответчика суд назначил на 22 июля, хотя представители «Эссен продакшн» настаивали на 15 июля.

Леонид Барышев не ждет ничего хорошего от продолжения процесса. «Скорее всего, КЖК постарается затянуть процесс, - считает гендиректор «Эссен продакшн». – Сейчас в Высшем арбитражном суде РФ ждет рассмотрения наше «основное» дело о нарушении патента, и если до этого момента будет принято положительное решение по делу о преждепользовании, то и «основной» вопрос разрешится в нашу пользу». Поэтому, по мнению Л.Барышева, КЖК будет стараться отложить срок вынесения решения по нынешнему процессу, чтобы задержать рассмотрение дела о праве преждепользования в апелляционной инстанции.

Похоже, что нынешний процесс затянется надолго. Между тем положительное решение по заявлению «Эссен продакшн» может раз и навсегда положить конец затянувшейся «майонезной войне», делу, которое «яйца выеденного не стоит». В отличие от КЖК «Эссен продакшн» не настаивает на присуждении ему эксклюзивных прав на использование майонеза на перепелином яйце, а значит такое окончание майонезной войны будет «бескровным» - без безумных исков о нарушении авторских прав и угроз уничтожить эффективно работающий бизнес. Не это ли лучший выход? Решение - за Арбитражным судом.
 

Михаил МИРОНОВ

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100