news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

<i>Бороться и искать.</i> </br> «Второго Ромашкино мы не откроем»

Международная конференция, посвященная 60-летию геофака КГУ, завершается сегодня в Казани.

«Второго Ромашкино мы не откроем»

 
Международная конференция, посвященная 60-летию геофака КГУ, завершается сегодня в Казани. Приглашая гостей на праздничное мероприятие, организаторы, пожалуй, даже поскромничали с названием форума - «Казанская геологическая школа и ее роль в развитии геологической науки в России». Ведь на самом деле наша научная геологическая школа известна во всем мире.
На юбилей университетского геофака приехали выпускники факультета разных лет, гости из России, ближнего и дальнего зарубежья. Воздав почести юбиляру, участники конференции обсудили проблемы современной геологии, в том числе - инновационные технологии разработки углеводородов.
Как обстоят дела с нефтяными запасами в Татарстане и какова вероятность того, что наши геологи откроют второе Ромашкинское месторождение? На эти вопросы вашему корреспонденту ответил декан геофака КГУ, профессор, доктор геолого-минералогических наук Анатолий Борисов.
- Анатолий Сергеевич, насколько сегодня выработан ресурс нефтяных скважин на юго-востоке республики?
- Процентов на восемьдесят. Сейчас эти скважины находятся в стадии поздней разработки. То, что мы из них извлекаем, - это вода с небольшой примесью нефти.
- Юго-восток у нас традиционно считается нефтяным краем. А что можно сказать об остальной территории?
- Сейчас внимание геологов обращено на западную часть Татарстана, где тоже могут находиться месторождения нефти, хотя прогнозы нефтеносности там не очень оптимистичные. Второго Ромашкинского месторождения мы уже не откроем.
- Существует гипотеза о возобновляемости нефтяных запасов. Вы с ней согласны?
- Наши специалисты предполагают, что нефтяные месторождения действительно могут возобновляться за счет миграции углеводородов. Например, с более глубоких горизонтов. Учитывая это, можно допустить, что полностью исчерпанное месторождение через несколько десятков лет снова сможет давать нефть. У нас уже были примеры, когда рассчитанные запасы скважины были исчерпаны, а нефть не закончилась.
- Сейчас нефтяники много надежд возлагают на битумы. Как вы считаете, они смогут заменить нефть?
- С тяжелыми углеводородами связаны большие перспективы, но проблема - в экономической целесообразности их разработки и добычи. Технология требует больших энергетических затрат. Нужно сильно разогреть тяжелые битумы, чтобы сделать их подвижными и извлечь из породы. В Лениногорском районе в этом году добыли 20 тысяч тонн битумной нефти. Но с каким трудом! Бурили две скважины, в одну запускали разогретый пар… В Канаде, например, при добыче битумов разрабатывают карьеры, но для нас это неприемлемо: наши залежи находятся гораздо глубже.
- Известно, что нефтяные разработки ведут к повышению сейсмической активности в районах добычи «черного золота». Жители юго-востока периодически ощущают подземные толчки.
- Да, нефтедобыча может послужить «пусковым механизмом» небольших землетрясений. Хотя технология добычи постоянно совершенствуется и в последние годы благодаря закачке воды и другим мероприятиям количество подземных толчков снизилось. Но полностью избавиться от такого побочного эффекта пока не удается. Например, в прошлом году в Альметьевске произошло землетрясение силой 4 - 5 баллов. Это максимум, который был у нас зафиксирован.
- На конференции обсуждалась возможность создания в Татарстане газовых хранилищ. Что это такое?
- Сейчас в пустоты, остающиеся после добычи нефти, заливают воду. А в перспективе эти пустоты планируется использовать для хранения газа. Такие хранилища будут прочными и надежными.
Евгения ЧЕРНОУСОВА

© Редакция приложения к районным и городским газетам РТ. Главный редактор - Ольга Мачнева.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100