news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Башкирская оперетта произвела фурор в Казани

Второй гастрольный спектакль Башкирского театра драмы в столице Татарстана – «Кодаса» имел небывалый успех у публики.

(Казань, 19 января, «Татар-информ», Сергей Саввин). Второй гастрольный спектакль Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури в столице Татарстана – «Кодаса» («Полснохи – меньшому брату…») имел небывалый успех у публики.

Казанцы, безусловно, знали, что их ждет веселый и профессионально крепкий спектакль: соседи из Уфы довольно частые гости в Татарстане, приезжают на гастроли как минимум раз в 3 года и всегда показывают настоящее искусство театра, будь то эпос или драма, лирические пьесы или музыкальные комедии, классика или новые опыты. Удивительным теплом отношений, принятым публикой, был наполнен первый спектакль текущих гастролей – театральный концерт-бенефис «Вернемся в молодость!..». И вот – еще один большой успех дорогих гостей: перед закрытием занавеса, на поклонах актеров, казанцы, пожалуй, отбили себе ладони – от души благодаря труппу аплодисментами за изумительный спектакль.

Музыкальная комедия «Кодаса» («Свояченица») написана крупнейшим башкирским композитором Загиром Исмагиловым (1917 – 2003) на либретто известного поэта, драматурга, прозаика и публициста Баязита Бикбая (1909 – 1968) в хороший для страны период – в 1959 году. Может, потому в замысловатой и вместе с тем достаточно простой «бытовой» истории так много добра и света – надежды на счастье, которое придет в каждый дом, и начало воплощения этих надежд. Все в этой веселой сказке-были хотят жениться-выйти замуж: молодые и старые, холостые и разведенные, незамужние и овдовевшие, миряне и муллы, хозяева и батраки. И зритель соглашается с каждым персонажем, поскольку в этой тяге к созданию семьи, пусть даже в ней будет не одна жена, а несколько, – извечный инстинкт к сохранению и продолжению рода, и все хорошее, что сопутствует этому инстинкту: доброта, великодушие, щедрость, умение посмеяться над собой, любовь, наконец!

Художественное оформление спектакля (сценограф – Дмитрий Хильченко) возвращает нас в стилистику времен создания этой музыкальной комедии: разумный минимализм, подчеркнутая условность некоторых декораций, натуральные материалы, ясная и «чистая» цветовая палитра. Инструментальный ансамбль на сцене, возле первой кулисы, – флейта, две скрипки, курай, домра, баян, клавишные (электрофортепиано), ударные – поддерживают актеров живой музыкой. А поют в Башкирском театре на славу: не будет преувеличением сказать, что некоторые исполнители могли бы достойно выступать в профильном музыкальном театре, а замечательный смешанный хор и вовсе напомнил оперный театр. И танцуют-пляшут гости прекрасно: где нужно – нежно и трогательно, где необходимо – ярко и задорно, с элементами акробатики, был даже степ – это в лаптях-то! (музыкальный руководитель постановки – лауреат Молодежной премии РБ Урал Идельбаев, педагог по вокалу – заслуженная артистка РБ Ляля Муллабаева, балетмейстер – заслуженная артистка РБ Сулпан Аскарова, хормейстер – заслуженный работник культуры РБ Афраим Акчурин).

Трудно выделить кого-то из актеров: каждый из этого драматического ансамбля – от корифеев сцены, народных и заслуженных артистов республики, лауреатов высоких премий, до студентов Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова, от исполнителей главных ролей до исполнителей эпизодов (зрителей очень тронул не вполне вменяемый, но чрезвычайно обаятельный молодой человек с ромашкой-«зонтиком», особенно в эпизоде в зрительном зале, когда публика угощалась самогоном и закуской от действующих лиц спектакля) – с полной самоотдачей вливается в общее действо.

Постановщик комедии-оперетты главный режиссер театра Айрат Абушахманов объединил в воплощении своих идей маститых и совсем юных актеров – Алмаса Амирова, Арслана Янбекова, Алсу Бахтиеву, Рафизу Динмухаметову, Ильфата Булатова, Загира Валитова, Ильсияр Газетдинову, Хакима Муртазина и остальных – и все дружно пришли к великолепному художественному результату (премьера в Уфе состоялась в феврале прошлого года).

«Наивное искусство», – возможно, скажут пропагандисты режиссерских изысков и вывертов. Нет, наивно полагать, что классика народа, душевная и динамичная, облеченная в простые и ясные, пусть даже исключительно традиционные театральные формы, может «морально устареть». Нам, татарстанцам, такое искусство – позитивное и гуманистическое, открытое, честное, – близко и понятно. А в хорошем, сочном и в то же время изящном исполнении, как это случилось вчера в стенах Камаловского театра, – близко вдвойне. Это и подтвердили долгие аплодисменты в финале.

Сегодня гастролеры представят драму Флорида Булякова «Голубушки мои».

Фото Сергея САВВИНА

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100