news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Айдар АБДРАХМАНОВ: «Крупные иностранные компании готовы вкладывать в предприятия Татарстана»

На видеоконференции, состоявшейся в агентстве «Татар-информ», речь шла о перспективах внешнеэкономического сотрудничества Татарстана. Во встрече с журналистами принял участие начальник Управления развития международного и межрегионального сотрудничества Минторга республики Айдар Абдрахманов, недавно побывавший в Гагаузии в составе татарстанской делегации.

Айдар Ильдарович, если говорить сегодня о достижениях в этой сфере, что вы отметите, прежде всего?
А.А.:
Внешний торговый оборот Республики Татарстан составил 12,3 млрд. долларов. Это лучший результат по Приволжскому федеральному округу и четвертый - по всей Российской Федерации. По этому показателю мы отстаем только от Москвы, Московской и Тюменской областей. Межрегиональное сотрудничество развивается очень динамично. 81 регион РФ – наши постоянные партнеры. По нашим прогнозным показателям экспертной оценки, в прошлом году мы наторговали с регионами Российской Федерации на сумму 173 млрд. рублей.

Немало желающих заключить договор о сотрудничестве с нашей республикой, в чем причина такого стремления к партнерству с Татарстаном?
А.А.:
Если вы помните, в ходе празднования 1000-летия Казани Президент РФ Владимир Путин назвал наш город восточной столицей России. Бывая практически еженедельно в тех или иных странах, мы убеждаемся в истинности этих слов. Кому-то в России это, может быть, не совсем приятно, но это действительно так, если проанализировать все, что делается - презентации нашей республики, мероприятия, состоявшиеся в Казани. У нас почти еженедельно проходят крупные мероприятия. В апреле прошло заседание ЕврАзЭС, в котором приняли участие Герман Греф, министры финансов и экономики восьми стран. Надо сказать, что это высокий уровень. 19-21 мая у нас будет проходить заседание ЕБРР. Я уже не говорю о многочисленных делегациях, которые очень часто посещают Казань. Все это говорит о том, что Татарстан интересен в плане сотрудничества.

Чем конкретно привлекательна наша республика?
А.А.:
У нас стабильная политическая обстановка, нормальное законодательство, хорошо складывается работа с инвесторами. Крупные иностранные компании готовы вкладывать в наши предприятия. У нас создана особая экономическая зона, есть технопарки, экономические механизмы реализации хороших инвестиционных программ, нормальный товарооборот. Все это говорит о том, что республика стабильно развивается в области внешнеэкономических и межрегиональных связей.

Совсем недавно у Татарстана появился новый партнер – Гагаузия. Чем привлекательно это сотрудничество для обеих сторон?
А.А.:
Инициатором визита и всей этой работы является гагаузская сторона. У нас в республике представители Автономно-территориального образования Гагаузия (оно расположено на юге Молдовы) впервые появились в 1999 году и даже были подписаны соглашения и протоколы, но каких-то особых достижений не было. С появлением нового руководителя данного региона Михаила Формузала гагаузская сторона проявила активность. Глава Гагаузии подчеркивает, что татары и гагаузы очень близки, ведь это тюркские народы. Во времена Советского союза мы друг о друге ничего не знали.

Какую продукцию собираются поставлять в Татарстан гагаузы, а что мы намерены отправлять?
А.А.:
Во время поездки мы наметили сотрудничество по линии «Татспиртпрома». Они производят очень качественный винный продукт. Сейчас, правда, ограничен ввоз этой продукции в Российскую Федерацию из Молдовы. Но так, наверно, долго не будет продолжаться. Возможно, мы пойдем другим путем. Например, в Татарстане можно создать какое-то совместное производство, покупая сырье из Гагаузии и разливая его здесь у нас.

В Гагаузии есть свободная экономическая зона - город Вулканешты. Глава Гагаузии Михаил Формузал во время своего визита в Казань заметил, что «татарстанский Камаз с инвестициями через Гагаузию въедет в Европу». Выполнимо ли это предсказание?
А.А.:
Этот вопрос необходимо рассмотреть. Свободная экономическая зона, действительно, есть, но ее надо изучать дополнительно. Были и встречи с «Татнефтью». В свое время в Гагаузии были найдены месторождения нефти, но, к сожалению, в Молдове даже не осталось архивных материалов о них. Гагаузы обратились к геофизикам «Татнефти» за помощью. Они доверяют и рассчитывают на татарстанский опыт добычи нефти.

Откроется ли в Татарстане торговый дом «Гагаузия»?
А.А.:
Учитывая, что Республика Татарстан обладает самой большой из всех российских регионов сетью торговых домов, их у нас сорок три, гагаузы хотят образовать аналогичную сеть для продвижения своей продукции по Российской Федерации. Они решили начать воплощать эти планы именно с Республики Татарстан. Мы готовы оказать им содействие. Если через этот торговый дом будет реализовываться нормальная качественная продукция, наше население только от этого выиграет.

На ваш взгляд, Татарстан воспринимают больше как инвестора или как республику, нуждающуюся в инвестициях?
А.А.:
Многие регионы Российской Федерации и страны СНГ видят нас как инвесторов. ОАО «КАМАЗ» открыло несколько сборочных предприятий. В Казахстане, например, работает хорошо Казанский вертолетный завод. Он идет в Казахстан уже как инвестор, поэтому опыт инвестирования у нас имеется.

Айдар Ильдарович, объясните, что такое кластеры, каким образом они будут функционировать в нашей республике?
А.А.:
Кластеры – это система предприятий вокруг какого-то большого якорного предприятия. Создается группа малых предприятий, которые способствуют более глубокой и детальной переработке продукта. Они объединены, во-первых, общей идеей. Мне кажется, что понятия «промышленный округ» и «кластер» чем-то похожи. Накануне в Набережных Челнах проходил семинар, на котором рассматривалось производство автокомпонентов. Говорилось о том, что на базе наших челнинских предприятий будут создаваться некоторые малые предприятия. Это очень хорошо, что какие-то небольшие западноеврпейские компании, специализирующиеся на выпуске комплектующих деталей, будут приходить к нам. Например, вокруг предприятия «Нижнекамскнефтехим» будут созданы малые предприятия, которые будут обрабатывать полистирол или тот же полипропилен и выпускать товары народного потребления. Это означает, что налоговая база расширяется и возрастает занятость населения. В этой ситуации одни только плюсы для республики.

С какой страной у нас прослеживается похожая система внешнеэкономических отношений?
А.А.:
Это трудный вопрос. Если мы будем говорить только о товарообороте, то можно просто посмотреть статистику. Лидирует в этой области Украина, потому что большую часть нефти наше акционерное общество «Татнефть» перерабатывает на Кременчугском НПЗ. На втором месте по статистике стоят Нидерланды. И это тоже связано с нефтяными потоками. Не хотелось бы полностью замыкаться на нефти или нефтепродуктах. Интересы Татарстана гораздо шире.Перспективнейшим рынком для нас являются страны СНГ, потому что там нужна наша машиностроительная продукция. Нам нужно продвигать ее.

Чем отличается работа татарстанских торговых домов от других?
А.А.:
Когда мы в 1999 году начали создавать сеть торговых домов, мы были заинтересованы в том, чтобы в тех или иных регионах Российской Федерации, странах СНГ и дальнего зарубежья они приносили не только своим учредителям прибыль, но и помогали развиваться татарским общинам и татарским диаспорам. Торговые дома стали делать финансовые отчисления на изучение татарского языка, проведение национальных праздников, на строительство мечетей. Сейчас эта задача - одна из первостепенных. Нам очень приятно видеть, что коммерсанты тратят деньги не на предметы роскоши, а помогают развиваться национальной культуре и творят благие дела.

Сейчас в этом направлении мы уже пошли дальше. В некоторых регионах, где проживают десятки и сотни тысяч татар, нам уже не так интересно открывать торговые дома. Гораздо проще и перспективнее объединять уже существующих бизнесменов в какие-то деловые ассоциации и вместе с ними продвигать наши идеи. Нам это выгодно. Подобные ассоциации становятся своеобразными клубами по интересам. Туда приходят люди и старшего, и младшего поколения. Мне кажется, что за этим стоит будущее. Это образование общественного характера.

Какие еще планы на перспективу?
А.А.:
У нас межправительственных соглашений только в Российской Федерации шестьдесят восемь. Сейчас надо более качественно выполнять те договоренности, которые уже достигнуты. Мы регулярно проводим мониторинг. К этой работе мы собираемся подключить не только крупный бизнес, но и предприятия малого и среднего бизнеса. Появилась очень интересная такая тематика, как создание «Татарской национальной кухни» на территориях, где компактно проживают татары. Это выгодный коммерческий проект, который за полтора-два года окупает себя. На мой взгляд, сегодня можно отметить серьезную положительную динамику.

Какие положительные сдвиги можно отметить в банковской сфере?
А.А.:
На территории Татарстана находятся два крупных банка - «Ак Барс» и «Татфондбанк». При участии Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ «Ак Барс» пошел в регионы Российской Федерации. Несколько лет назад у этого банка не было филиалов за пределами Татарстана, сейчас его филиалы открыты в восемнадцати городах РФ. Они уже начинают поддерживать наши татарские общины. Складывается очень благоприятная ситуация, когда наши предприятия или дилеры приходят в другой регион и, их уже там ждут. Те же самые татарские бизнесмены переводят счета в татарстанский банк. Это взаимовыгодно для всех.

Во время беседы создалось впечатление, что деятельность Минторга гораздо шире, чем подразумевается. Помимо основной деятельности занимается и культурой, и образованием, и национальными вопросами. Так ли это?
А.А.:
У нас очень хорошие отношения с двумя организациям – Всемирным конгрессом татар и Федеральной национально-культурной автономией татар России. Когда они работают вместе с нами, у нас расширяются границы деятельности. Мы обращаемся к нашим татарским бизнесменам, чтобы они оказали содействие каким-нибудь образовательным или культурным проектам. Такие пересечения неизбежны, когда есть определенная гражданская позиция.

Материал подготовила Наталья ТОПАЛ

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100