news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Арво Ихо: «В Казани может существовать свое хорошее кино»

Столицу Татарстана посетил кинооператор, сценарист, режиссер, продюсер документальных фильмов, фотохудожник Арво Ихо.

(Казань, 3 февраля, «Татар-информ», Сергей Саввин). Столицу Татарстана посетил кинооператор, сценарист, режиссер, продюсер документальных фильмов, фотохудожник Арво Ихо. Он представил публике свои лучшие фильмы и экспозицию фоторабот «Приморская Эстония».

В течение 4 дней в кинотеатре «Мир» и в Государственном музее изобразительных искусств РТ демонстрировались игровые и документальные ленты мастера «Кружовник» (2007), «Nordic night» («Северная ночь») (2004), «Сердце медведицы» (2001), «Сестра милосердия» (1991), «Улыбайся, детка!» (1985), «Наблюдатель» (1998) и «+Euroflot» (2005). В музее развернута выставка «Приморская Эстония» – около 60 фоторабот Арво Ихо. «Даже из глубинки Эстонии до большой воды чуть больше 100 километров. Море нас формировало через все времена», – говорится в комментарии автора к фотосерии пейзажей, портретов и жанровых сцен. Небольшая подборка фотографий мастера экспонировалась и в кинотеатре «Мир».

Перед отъездом из Казани Арво Ихо ответил на вопросы корреспондента ИА «Татар-информ». «Я не называю себя высокопарным словом «фотохудожник», в фотографиях я показываю личное отношение к моей земле и к людям – рыбакам, электрикам, портовым рабочим – к «нормальным» людям. Я очень хорошо себя чувствую среди них, и, видимо, они тоже хорошо себя чувствуют со мной. Кстати, на фотографии, которая вам понравилась, один грузчик – русский, второй – эстонец, они работают вместе в порту», – сказал Арво Ихо.

«Я в Казани не первый раз. Во время последнего фестиваля «Золотой минбар», в сентябре прошлого года, встречался с казанскими студентами, и мне они показались интересными людьми. У меня здесь есть друзья, молодые кинематографисты, начинающие карьеру, которым я хочу помочь. Как правило, все стремятся в Москву или в Питер. Но мне кажется, и в Казани может существовать свое хорошее кино. Сегодня художественного кино в Татарстане нет. Но у вас много интересных молодых людей, и я приезжаю в надежде им помочь», – сказал маэстро, отметив, что молодыми считает кинематографистов до 35 лет.

Говоря о межнациональных отношениях, Арво Ихо, в частности, сказал: «В Татарстане много национальностей, и я знаю, здесь удалось сохранить нормальный мир: нет междоусобицы, нет потасовок между людьми разных национальностей. Это хорошо. Я воспринимаю роль культуры шире, чем просто диалог. Считаю, очень хорошо, что в Казань приезжает все больше разных людей из разных стран, в том числе и на фестиваль «Золотой минбар», в котором участвовали кинематографисты более чем из 30 стран. Это расширяет кругозор, расширяет понятие о мире: люди живут очень по-разному, не должно быть везде одинаково. Я убежден в том, что взаимоотношения людей важнее, чем государственные границы».

По мнению мастера, «отношения между людьми должны развиваться даже тогда, когда официальные власти трубят о том, что «очень плохо»: «Мне ведь известно, что говорят об Эстонии. А вот что в Эстонии говорят о России, в последние годы, многим неизвестно. Там тоже идут позитивные процессы. У нас открытая страна: мы очень хорошо принимаем друзей и не только друзей – всех принимаем хорошо. Поговорите с людьми, которые были в Таллине, в Эстонии. А газеты… это «промывание мозгов».

Отвечая на вопрос, насколько, по впечатлению кинематографиста, руководство Эстонии прислушивается к мнению деятелей культуры и искусств, гость из Прибалтики сказал: «То, что у нас произошло, мы называем «певучая революция» – от слова «песня». Потому что в нашем государстве не было ни одного акта насилия, никого не убивали, все прошло очень мирным путем. Хотя были советские танки и солдаты, но эстонцы не прореагировали резко, и все прошло мирно, слава Богу и слава Аллаху! И у нас культура имела первостепенное значение. Страна очень маленькая, и эстонский народ сохранился благодаря культуре. Поэтому у нас к деятелям культуры очень присушиваются. У нас уважают писателей. Особенно высоко ценят музыкантов – композиторов, «хоровиков», потому что сложно найти в Эстонии человека, который никогда не пел в хоре. Например, я тоже 4 года пел в хоре. Это помогает воспитанию души». Арво Ихо подчеркнул при этом, что в небольшой стране с населением около 1,5 миллиона человек не замыкаются только на своей, национальной культуре, и в этом также открытость эстонцев миру. «Национализма, в идеологическом понимании, у нас уже не наблюдается, обида и антирусские настроения ушли в прошлое, мы открыты для диалога с Россией так же, как открыты для диалога с другими государствами», – сказал гость из Эстонии.

Отвечая на вопрос, не преувеличивают ли журналисты роль культурного диалога в становлении и сохранении добрососедских межнациональных отношений, Арво Ихо сказал: «Диалог через культуру – чрезвычайно важное дело. Основа всего, конечно, экономически связи, экономическое сотрудничество, но без культуры человек – не человек, я убежден в этом. Культура «строит мосты». И я здесь тоже для того, чтобы «строить мосты».

Рассказывая о своей преподавательской деятельности, мастер отметил: главное, что он старается дать студентам, – не законы композиции кадра, а этика, богатство человеческих отношений: «Ничего нет важнее человеческих отношений, а композиция, цвет, история кино служат лишь тому, чтобы люди были уважительны друг к другу, несмотря на естественное состояние «разности» народов. Надо уважать друг друга и надо общаться. И чтобы не было никакой агрессии. Мы пережили очень много агрессии, с разных сторон, поэтому стоим за активный культурный обмен, за нормальные человеческие отношения».

Разговор с художником-интернационалистом коснулся и такого феномена, как комплекс неполноценности у некоторых народов стран СНГ. «Это есть у всех народов бывшего Советского Союза, в том числе и у эстонцев. В СССР это насаждалось абсолютно сознательно. Если говорить совсем жестко, в 30-е годы человек был «лагерной пылью» или «винтиком государственной машины». В основе этого лежит неуважение к отдельной человеческой личности. Это во всем мире так, только в разных пропорциях. Когда люди начинают себя уважать, они по-другому себя ведут и к ним относятся по-другому. В СССР на протяжении всей истории советского государства официально насаждалась дружба народов, но если обратиться к фольклору как к отражению действительного положения вещей – каких только уничижительных слов нет для обозначения представителей разных народов. Чтобы люди стали себя уважать, должен принципиально измениться порядок в стране, в республике», – считает гость из Эстонии.

Говоря о творческих планах, кинематографист сказал о том, что он со сценаристкой из Казани Наргиз Нуреевой написал несколько вариантов сценария игрового фильма – о женщине, перенесшей в детстве тяжелое заболевание и потому живущей с сильными психологическими комплексами. Она боится мужчин. И в общении с людьми героиня будущей кинокартины преодолевает свои комплексы и становится нормальной, уважающей себя женщиной. «Это будет фильм о чуткости к другому человеку, потому что в определенном возрасте все испытывают трудности в общении с противоположным полом», – отметил сценарист и режиссер.

Арво Ихо, затронув тему положения людей с ограниченными физическими возможностями, сказал о том, что в Эстонии таким людям живется весьма комфортно: по многим направлениям государство идет навстречу инвалидам, это касается устройства пандусов, лифтов, закупок зарубежных автобусов, в которые можно въезжать на креслах-колясках, и многого другого.

По словам гостя, он приедет в Казань осенью – на очередной международный фестиваль мусульманского кино «Золотой минбар».

Арво Ихо родился в 1949 году в Раквере (Эстония). В 1976 году окончил операторский факультет ВГИКа, был практикантом на фильме Андрея Тарковского «Сталкер». С 1975 года работал оператором на киностудии «Таллинфильм». С 1984 года выступает как фотохудожник (в творческом активе автора 8 фотовыставок). Преподавал операторское мастерство, кинорежиссуру и фото в Швейцарии, Шри-Ланке, США, Финляндии и Эстонии. Создал кафедру кино и видео в Таллиннском педагогическом университете и Эстонский центр аудиовизуальной культуры.

Арво Ихо известен как журналист, освещающий проблемы малочисленных народов Сибири, как кинооператор, сценарист, режиссер и продюсер нескольких десятков игровых и документальных лент, говорится в справке Музея изобразительных искусств.

Фото Сергея САВВИНА

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100