news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Арвид ГАСТ:

«Органная музыка имеет долгую и интересную историю»

В рамках органного сезона «Organo Pleno» в ГБКЗ им.С.Сайдашева в Казани сегодня состоится концерт Арвида Гаста «Органные традиции Европы». Наш гость из Германии - лауреат престижных международных конкурсов, главный органист и дирижер хора Любекского собора св.Якоба, руководитель кафедры органа и Высшей школы музыки в Любеке. Накануне профессор Арвид Гаст любезно согласился ответить на несколько вопросов корреспондента агентства «Татар-информ».

 
Почему вы решили связать свою судьбу со столь сложным инструментом – органом?
А.Г.: Мой отец был органистом. Он играл в церкви, я вырос в этой атмосфере.
 
Органист – это мужская профессия?
А.Г.: На органе сейчас играют и мужчины, и женщины. Такова жизнь. Интересно, что в Азии, например, эта профессия популярна среди женщин. В Европе же больше мужчин-органистов. Среди представителей сильной половины известных музыкантов, играющих на органе, конечно, больше, но успешных органисток в последнее время стало тоже очень много. Это хорошая тенденция.
 
Думаю, вы знакомы с творчеством российских органистов. Кого из них вы могли бы выделить, кто вам интересен?
А.Г.: Пожалуй, это ректор Казанской консерватории Рубин Абдуллин, Даниэль Зарецкий из Санкт-Петербурга, Марина Загорская (правда, она уже давно работает в Германии), Сергей Черепанов – преподаватель Академии музыки в Любеке…
 
Не трудно ли совмещать концерты с преподавательской деятельностью?
А.Г.: Я не верю в утверждение о том, что хорошим педагог может быть не слишком хорошим исполнителем. Теорию нельзя оторвать от практики. Нужно уметь пропускать через себя то, что ты стараешься передать ученикам, на опыте убеждаться в том, о чем им рассказываешь.
 
Органная музыка – музыка, прежде всего, духовная. Где лучше звучит орган – в церкви или в концертном зале?
А.Г.: Это очень сложный вопрос. Истоки органной музыки, конечно, в церкви, в обряде богослужения. Но практика исполнения органной музыки в зале уже тоже имеет довольно долгую и интересную историю. В зале сложнее – здесь играть нужно очень ясно, с демонстрацией хорала. Но и здесь чувствуются литургические песнопения, без них не обойтись.
 
У вас есть любимый зал?
А.Г.: Не могу выделить какой-то один, мне, скажем, нравится выступать у себя на родине – в Германии, в Японии тоже. Казанский зал мне также по душе, им я был приятно удивлен.
 
Бытует мнение, что органная музыка – скорее для исполнителя, а не для слушателя, что это – «вещь в себе». Как вы относитесь к подобным утверждениям?
А.Г.: Этот тезис неверен, но он наталкивает на важные размышления. Сам инструмент – орган – играет очень важную роль в связке «исполнитель-слушатель». Он несет в себе отпечаток характера своего создателя. Немецкие органные мастера, например, по стилю работы сильно отличаются от французских. Все эти особенности имеют огромное значение во время исполнения.
 
Чего вы ожидаете от сегодняшнего выступления в Казани?
А.Г.: Интереса к музыке. Она будет, в основном, немецкой, а вот ваш орган был изготовлен как раз во французском стиле. Но я надеюсь, что искорка между публикой и мною все-таки пробежит. Посмотрим…
 
Беседовала Нина НАРЫКОВА
Фото Екатерины КРАСУЦКОЙ

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100