news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Аншлаг, аншлаг. «Спектакль - это товар, а театр - завод»

Восемь лет назад учитель истории из Буинска Раиль Садриев в качестве хобби занялся режиссурой - набрал труппу артистов «из народа» и начал ставить юмористические миниатюры о повседневной жизни татар. Буинцы шли на представления самодеятельного театра толпами, а вскоре его популярность вышла за пределы города и района. Три года назад феноменальному детищу Садриева был присвоен статус государственного. Сегодня Буинский театр сатиры - один из самых успешных в республике. В интервью нашему изданию его директор, главный режиссер и актер Раиль САДРИЕВ поделился рецептом своего успеха.

  Слушать Садриева и смотреть на него без улыбки невозможно. Даже интервью он дает так, будто играет комедию: смешно жестикулирует, корчит рожицы, то и дело встает со стула, чтобы «проиграть» ту или иную мысль…  

- Раиль Ильдарович, как вам удалось превратить самодеятельный кружок в один из популярнейших в Татарстане театров?

- Может быть, помогло то, что я не профессиональный актер и режиссер. Да-да, не удивляйтесь. Есть такой парадокс: художник, который не имеет специального образования, создает потрясающие картины. А тот, кто обучен, не может выйти за рамки. У меня нет никаких преград. Есть только огромная жажда творить. …В Интернете меня часто ругают. Я знаю, кто это делает: представители других театров, профессионалы. Мой быстрый взлет не дает им покоя. Успешных людей не любят. А я себя считаю успешным, потому что создать театр «на пустом месте» - дорогого стоит. В месяц мы ставим 3 - 4 спектакля в Буинске, все остальное время гастролируем по Татарстану и России - объехали практически все города и села с компактным проживанием татар. Сегодня диски с нашими спектаклями продаются даже активнее, чем продукция с участием «Мунча таши» - некогда монополиста в сфере татарского юмора.  

- Вы дружите с собратьями по цеху?

- У меня врагов нет… А как они ко мне относятся - это другой вопрос (смеется). Ниша татарского юмора - очень обширная. Не надо никому завидовать. Просто нужно работать. …Успешность любого театра оценивается с трех позиций: объем заработанных средств, план «по зрителю» и число спектаклей. По этим трем показателям мы занимаем четвертое место в республике. При этом оперный, Качаловский и Камаловский находятся в Казани, а мы - в Буинске. Я хочу сказать, что если хочешь чего-то добиться, это реально при любых условиях. Преград нет.  

- Однако театры, подобные вашему, есть и в других городах республики, но они не могут похвастаться такой популярностью. Это значит, что они не хотят ее добиться?

- Хотят, конечно. Но не знают, как. Многие наши театры остались в прошлом веке. Они не понимают, что предназначение театра сегодня изменилось. Спектакль - это товар, а театр - завод, на котором все, от режиссера до уборщицы, работают на выпуск этой продукции… Во-первых, не стоит навязывать зрителю то, что ему уже не интересно. У меня, к примеру, в театре действует бродвейская система: играем постановку до тех пор, пока на нее идет зритель. Во-вторых, любой спектакль сегодня должен идти не дольше часа и сорока пяти минут и иметь при этом несколько антрактов. Потому что сегодняшний зритель интерактивен, он воспитан на «ящике». Вот он, казалось бы, сидит и с интересом смотрит, но подсознательно ждет «рекламную паузу», чтобы позвонить, сходить в туалет, попить кофе… В-третьих, спектакль не должен заканчиваться поздно, ведь зрителю еще нужно как-то добраться домой, лечь пораньше, чтобы не чувствовать себя разбитым завтра на работе.   …Я убежден в том, что знаю татарского зрителя лучше, чем все остальные директора театров. Потому что я сам езжу на все гастроли, сам играю - я чувствую зрителя. Мне часто говорят, что в моих спектаклях нет сатиры как таковой - «одна пошлятина». Согласен, настоящей сатиры пока мало. Но мы же не кормим мясом младенца без зубов. Сначала даем молоко, потом - кашки-пюре и только потом - мясо. Так и нам - сначала нужно воспитать зрителя, а уже потом «кормить» его серьезной сатирой. За такой подход меня критикуют. Ну и пусть. Когда Галилея судили, ему сказали: «Мы оставим тебя в живых, если ты публично отречешься от своих слов, что Земля вертится вокруг Солнца». Он вышел и сказал: «Уважаемые граждане, я должен вам признаться, что Земля не вертится вокруг Солнца, но от того, что я так сказал, Земля не перестанет вертеться вокруг Солнца». Так и я не отрекусь от своей точки зрения.  

- Как ваш юмор воспринимают за пределами Татарстана?

- Везде смеются по-разному. Даже в нашей республике характер публики зависит от города. В Казани публика высокомерная. Здешний зритель испорчен, избалован - на него работают куча местных театров да еще и приезжие. И потом, Казань давно говорит и мыслит на русском. На наши гастроли в столице Татарстана чаще всего ходят жители рабочих районов и студенты из деревень - в этих людях еще жива татарская сельская ментальность. Обеспеченные и образованные казанцы на наши спектакли ходят редко. Но если вдруг забредут - не жалеют. Я люблю Казань, но столицей татар (не Татарстана!) считаю Набережные Челны. Свои новые спектакли «тестирую» на жителях автограда. Если челнинский зритель смеется, значит, это действительно смешно.  

- Можете назвать пару-тройку тем, на которых базируется татарский юмор?

- Да! Во-первых, это отношения с соседями: как говорится, татарин плачет не от того, что у него корова сдохла, а от того, что у соседа корова жива. Во-вторых, это привычка нашей сельской власти прогибаться под республиканскую. И, в-третьих, конечно, дела амурные.  

- Смех, как известно, продлевает жизнь. Получается, вы оздоравливаете своих зрителей?

- Конечно! Я бы этим и бесплатно занимался, если бы у театра не было необходимости зарабатывать деньги.  

 

Беседовала Венера БЕЛЯЕВА

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100