news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Анри ЛУАРЕТТ:

«В каждой поездке я открываю что-то новое в России»

«В каждой поездке я открываю что-то новое в России»

14 ноября директор музея Лувра Анри Луаретт вместе со своим коллегой Михаилом Пиотровским участвовал в открытии выставки «От Китая до Европы. Искусство исламского мира» в центре «Эрмитаж-Казань». 16 ноября французский гость посетил жемчужину Прикамья – Елабугу. После осмотра музеев состоялась пресс-конференция с участием Анри Луаретта, хранителя коллекции Востока Лувра Софи Макари, заместителя генерального директора Эрмитажа Владимира Матвеева.

Господин Луаретт, расскажите, пожалуйста, какие впечатления оставил Татарстан?
А.Л.:
Я так же, как и другие руководители крупных музеев, являюсь членом консультативного совета Эрмитажа. Его директор Михаил Пиотровский рассказал мне, что у них есть филиал в Казани. Этот факт меня заинтересовал. Впервые в Татарстан я приехал по приглашению Пиотровского в конце августа 2006 года. Тогда мы встречались с Президентом Минтимером Шаймиевым и министром культуры республики (Зиля Валеева – ИА «Татар-информ»). Они нам организовали чудесную поездку, в ходе которой мы смогли открыть красоты города. Должен отметить, что особенно меня привлекла мирная жизнь двух конфессий.

Во время той поездки я получил замечательные впечатления о Болгаре, куда мы поплыли по Волге. И уже в момент расставания, когда мы ждали самолет, голова была полна проектами. И тут мы решили, почему бы не организовать что-то интересное втроем - Пиотровский, Валеева и я. Так и родилась идея о том, что в центре «Эрмитаж-Казань» можно представить совместную выставку из коллекции Эрмитажа и Лувра, ведь у нас огромная коллекция исламского искусства. Большую роль в открытии выставки «От Китая до Европы. Искусство исламского мира» сыграла Софи Макари.

Каждый раз, приезжая в Россию, я открываю что-то новое. В прошлый раз это был Болгар, а в этот - Елабуга.

А какое впечатление на вас произвели елабужские музеи?
А.Л.:
Конечно, все, что я увидел – впечатляет, потому что такой небольшой город с населением в 70 с лишним тысяч человек, и здесь восемь музеев – это много. Вернувшись во Францию, еще надо будет переварить все увиденное. У нас ведь есть совместный с Эрмитажем проект. Я думаю, надо продолжать и дальше, надо поговорить с Пиотровским, может, это выльется во что-то конкретное.

Что в городе поразило больше всего?
А.Л.:
Самые сильные впечатления – от самого города. Особенно, когда стоишь на вершине (Елабужское городище – ИА «Татар-информ»), и перед тобой открываются просторы, река и поля – для меня это типичный вид России, неотрывный от русского духа. И, конечно, поразил Спасский собор, он в реставрации, но архитектура впечатляет.

С.М.: Я согласна с Луареттом, для меня Елабуга – квинтэссенция всей России. Я даже думаю, что здесь можно снимать фильмы.

Господин Луаретт, были ли знакомы имена людей, музеи которых вы посетили в Елабуге? Может быть, наш город напомнил вам что-то из виденного ранее?
А.Л.:
Я должен, прежде всего, назвать имя Марины Цветаевой, которая очень известна в нашей стране, мы ее читаем, мы ее цитируем. Она ведь жила во Франции некоторое время. Вообще, даже читая русские романы, мы себе мало представляем Россию. Когда приезжаешь в такие города, как Елабуга, лучше понимаешь и содержание этих романов, и их героев. Так что эта поездка была и приятной, и познавательной.

Наверно, вы посетили и дом-музей Ивана Шишкина, как относитесь к его творчеству?
А.Л.:
Во Франции хорошо знают русскую культуру, литературу и музыку. Но гораздо меньше знают там русскую живопись, вообще изобразительное искусство. Будучи директором музея Орсэ, я задумал организовать выставку русского изобразительного искусства второй половины XIX века. Она состоялась уже после моего ухода в Лувр, на этой выставке был представлен и Иван Шишкин. Конечно, мне было знакомо это имя. Я ценю его, потому что думаю, что на его творчество оказали внимание различные международные школы, но, тем не менее, в нем выражается чисто русский дух. И он очень интересен в Европе.

В Казани вы побывали в Музее изобразительных искусств и уже не в первый раз. Что-то особенное привлекло вас в коллекции, связано ли это с планами создания выставки русского искусства в Год России во Франции?
А.Л.:
Во время моего первого посещения я был поражен работами художника Николая Фешина, я еще раз ими любовался. В этот раз я хотел посмотреть на выставку работ Куинджи – на его новые и уже знакомые произведения. Вообще этот музей мне очень нравится – он расположен в интересном особняке XIX века, там есть что посмотреть.

Действительно, стоит подумать о том, что можно использовать для выставки в 2010 году, где будут представлены не только экспонаты столичных музеев, но и из многих российских городов – из Сергиева Посада, Суздаля и других.

Однажды во время прямого эфира с Михаилом Пиотровским пожилая дама спросила: «Я хочу привести внука в Эрмитаж, с чего начать знакомство?» Он ответил: «Нужно показывать ему полы, пусть смотрит уникальный паркет, все равно пока ему ничего не будет видно. Все остальное он посмотрит, когда вырастет». Что бы вы посоветовали смотреть ребенку в Лувре?
А.Л.:
Думаю, что я ответил бы так же, как господин Пиотровский. Потому что, как и Эрмитаж, музей Лувр находится во дворце. Поэтому в первый раз ребенок видит эту красоту. Вот это общее впечатление особо важное для первого контакта с музеем. Я вспоминаю свои первые впечатления, как я был поражен. Лувр, как вы знаете, начал строиться еще в средние века, строительство продолжалось в течение следующих веков и идет до сих пор. Там каждый раз можно найти что-то новое.

Куда приходите сейчас, будучи директором Лувра, когда хотите остаться один? Сколько лет вам было, когда вы впервые посетили Лувр, и какой экспонат или зал произвел наибольшее впечатление?
А.Л.:
Мне трудно ответить на первую половину вопроса, потому что я всегда жил напротив Лувра, и он всегда был передо мной, это часть моих детских впечатлений. У меня сохранились общие впечатления: Лувр был более пыльным, более обыденным, чем сегодня, может быть. Я очень любил ходить в залы, где представлены портреты, затем меня интересовала античность. Сейчас у меня более профессиональный взгляд, нельзя выделить что-то отдельно, но я заново открыл для себя отдел античности.
Лувр очень изменился, стал более функциональным, посетителей стало больше – это отвечает нашим задачам.

В. М.: В завершение пресс-конференции я хотел бы отметить: чрезвычайно приятно, что первый Эрмитажный центр в России появился на земле Татарстана, в Казани. Мы проводим уже не первую выставку. Кроме того, в Казанском Кремле работает лекторий Эрмитажа, и надо сказать, сюда привозят детей со всех концов республики и это прекрасно. У нас много планов, проектов… Культура – это расширение границ, это дорога с двусторонним движением.

Город музеев Елабуга – город с особой душой, здесь умеют ценить имена, которые связаны с ним. Можно даже сказать, что вы находитесь в центре огромного мира.

Материал подготовила Гульшат СУЛТАНОВА

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100