Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Алексей ВЕРБОВ: «Раньше тоже был волейбольным психом»
Нынешний сезон стал для казанского «Зенита» золотым, ведь волейбольный клуб стал победителем Кубка России, Лиги чемпионов, а в конце апреля – еще и чемпионом России, к слову, уже в седьмой раз в истории. О том, каким был сезон для него, о финальной серии, успехах товарищей по команде рассказал либеро «Зенита» Алексей Вербов.
На следующий день после вашей победы в чемпионате России в пятый раз подряд титул сильнейшей женской волейбольной команды Суперлиги подтвердили динамовки Казани. Смотрели их матч с московским «Динамо»?
А.В.: За результатом следил, но сам матч не смотрел – не было возможности. Если честно, я не сомневался в том, что девчонки выиграют. Если бы это не случилось в тот день, то на следующий. Все-таки уровень их команды выше, на мой взгляд.
В московском «Динамо» нет легионеров, для меня это немного удивительно. В моем понимании без сильных легионеров претендовать на звание лучшей команды России невозможно. У наших динамовок, конечно, тоже один легионер, но высокого уровня. Когда Ларсен была, вопросы отпадали сами собой. Думаю, на следующий год «Динамо-Казань» еще усилится.
В любом случае их можно поздравить. Это был для них тяжелый год. Мы были в такой же ситуации в прошлом году: когда ты все проигрываешь, и финал чемпионата России - это последний шаг. На самом деле, он запоминается гораздо больше, чем все остальное.
Четыре дня в Казани был настоящий праздник волейбола. Но если на финальных матчах «Зенита» он чувствовался по-настоящему, в частности, был полный зал болельщиков, то на матчах двух «Динамо» на трибунах было много свободных мест, несмотря даже на выходной день…
А.В.: Мужской волейбол популярнее, чем женский. Меня, конечно, сейчас будет проклинать половина женской команды, но это так.
Перед матчем было интересное шоу, но основное количество людей пришло не на него, а на финал «Зенита» и «Белогорья».
Может, женский финал с краснодарским «Динамо» собрал бы больше зрителей в этом году…
Вспоминается Турция, где все с точностью до наоборот. Как-то с уфимским «Уралом» играли там. Перед нами был матч Лиги чемпионов двух женских турецких команд, на котором был аншлаг. Думали, что и мы будем играть при полных трибунах, и удивились, потому что ребята из турецкой команды (кстати, там как раз играл Теодор Салпаров) жаловались, что народу на матчах мужских команд не бывает. И что вы думаете? Наш матч начинался через 40 минут после той игры. Вышли – в зале осталось 15 человек.
Кроме того, в этом году у нас мощная работа с болельщиками, создаются всевозможные программы для них. Разговаривал с болельщиками - здесь еще арена находится не совсем удобно по казанским меркам, и кто-то находит в себе силы приехать уже только на суперматчи. На регулярных-то играх у нас тоже бывает, что болельщиков немного. А вот на финалах нас, можно сказать, избаловали – конечно, это совсем другие эмоции.
После победы видела в «Инстаграме» фотографию с болельщицами, которые держат в руках футболки с 16 номером. Это ваш подарок им?
А.В.: Да, фотография классная получилась. Это было взаимно: они пришли и просили, а я вышел и подарил. Это девчонки, которые весь сезон поддерживают нас. Бывает, после матча выхожу часа через полтора, думаю, никого уже нет, а они стоят! Я знаю, что им было приятно получить эти подарки.
Ощущаете себя одним из любимчиков зенитовских болельщиков?
А.В.: Думаю да, по крайней мере, слышал это очень часто. Я считаю, что общение с болельщиками - это часть нашей профессии, тем более, если мы хотим популяризировать наш вид спорта. Всем нравится, когда приходит полный зал зрителей, но не всегда всем нравится давать автографы и тратить личное время, даже просто 5 минут, чтобы поговорить с болельщиками. Я вижу, что люди получают удовольствие от общения со мной, и я заряжаюсь от них энергией.
Перед заключительной частью чемпионата России два казанских клуба сыграли товарищеский матч. Как чувствовали себя в качестве одного из тренеров «Зенита»?
А.В.: Матч получился довольно интересным. Казалось, что все должно быть в шуточной форме, но на самом деле все получилась по-другому: если сначала все смеялись и улыбались, то потом все боролись, как в официальном матче. Мы увидели, насколько наши игроки серьезно относятся к этой игре, во второй половине игры мы даже с Колей Апаликовым переглядывались: «Ничего себе, надо же что-то делать, а не просто сидеть улыбаться».
Многие смеются, что я и на площадке, и на тренировке как тренер всех учу. Поэтому для меня не впервой было выступать в этой роли. Видимо, мамины гены дают о себе знать, тренерская жилка где-то внутри меня сидит. Не знаю, как сложится после завершения карьеры, сложно загадывать, потому что каждый год отношение ко всему меняется, так что захочется ли в дальнейшем тренировать, сложно сказать. Пока такие планы имеются.
В той ситуации, когда у тебя на площадке было 6 тренеров и руководитель клуба, по-другому себя ощущаешь, эмоции были необычные. После этого матча, по-моему, можно ехать на любой крупный турнир – если справишься здесь, то потом даже со сборной сладить не составит труда.
Финальная серия с «Белогорьем» понравилась?
А.В.: Да. «Белогорье» - топ-клуб, который также может бороться за все. И в соцсетях зрители писали, что это настоящее противостояние, имя на имя, очень интересно. Я кайфанул от этой серии. В плане своей игры хотелось бы чуть больше, наверное. Но то, игра с «Белогорьем» - украшение любого турнира, это точно.
Ожидали, что в 4 матчах решится чемпионство?
А.В.: Мне говорили, что делались прогнозы, специалистами и псевдоспециалистами. Но как можно делать прогноз? Думаю, никто бы не сказал, что сначала сыграем 3:0, 2:3, потом уже в Казани 3:0 и могло также быть 2:3.
Наверное, понимали, что не удастся в три матча сыграть – у таких команд не бывает, чтобы кто-то ровно сыграл, а кто-то при этом провалился. Наше счастье, что получилось 4 игры, потому что в таких дуэлях важны все мелочи. Ехать в Белгород было бы тяжело, но это не значит, невозможно. Была бы интересная игра, в этом смысле в какой-то степени волейбол даже потерял от этого.
Сразу после финального матча Евгений Сивожелез, как и год назад, сбрил бороду. Помнится, в прошлом году вы с ним это сделали на пару. Насколько верите в силу бороды?
А.В.: В прошлом году просто с Женьком вместе жили, решили не бриться какое-то время. Отрастили бороды, потом сбрили их. Еще и ролик про нас сняли.
У кого-то есть такие суеверия, у кого-то нет. В силу опыта я понял, что не в этом фишка, потому что иначе все было очень просто. Дело в другом – в долгой работе в течение сезона.
То есть вы совсем не суеверный человек?
А.В.: Наполовину. Бывает, что смеюсь-смеюсь, а в потом раз – и сделаю то же самое, что и в победный день, например, надену тот же пояс, вытрусь тем же полотенцем, съем те же продукты.
Наверное, самый очевидный прогресс в этом сезоне наблюдали у Игоря Кобзаря?
А.В.: Может казаться, что таким большим мастерам, как Леон, Андерсон и Михайлов, может подкидывать любой, и они справятся, но на самом деле это не так. А когда еще один из них уехал, на первый план вышло, что нужен связующий, который будет играть. Пока его искали, Кобзарь играл и набирался опыта. Приехал сначала Тоньютти, но он не выбил Игоря из состава, потом – волейболист, входящий в мировой топ-5 связующих. В целом, они с Кобзарем играли, наверное, поровну, но посмотрите, кто заканчивал.
Это самый большой прогресс. Главное, чтобы Игорь не останавливался и не зазвездился. Он трудяга, работяга, тренируется, помешан на волейболе, как и все мы, у кого родители тренеры, спортсмены. Я сейчас стал постарше и поспокойнее, раньше тоже был волейбольный психом.
Большую роль в победах «Зенита» сыграл Леон.
А.В.: Леон – это номер один в мире. Он и Мусэрский. Просто чуть разные позиции, поэтому разная польза. Мусэрский больше зависит от остальных, ему нужна передача. Я не видел игроков с такими возможностями, начиная с характера и заканчивая физикой и техникой, как у Леона.
На всех финалах его поддерживали родители…
А.В.: Конечно. Во-первых, он два года не играл. Во-вторых, я был на Кубе много раз (у меня там брат живет уже 25 лет) и знаю, что это такое, как там люди живут. Для них то, куда попал Леон и где он играет, это как манна небесная. Конечно, и он, и его родители кайфуют от этого, они счастливы.
Я спрашивал у Леона, будет ли собираться сборная. Потому что если теоретически соберется сборная Кубы в составе Хуанторены, Леона, Симона, Камехо и других, это будет машина для убийства. Можно будет даже не выходить на площадку – просто здороваться за руку и поздравлять сразу же. Как спортсмен, я хочу видеть такую машину для убийства, а как игрок, которому хочется чего-то достичь, то рад, что пока их сборная никак не соберется. Они могут выиграть все, это молодые ребята, которые на голову выше всех.
Про предстоящий осенью клубный чемпионат, наверное, еще не думали?
А.В.: Я не знаю, как это все будет выглядеть, это просто сумасшедший дом какой-то. Мы поедем на Мировую лигу, Кубок мира, потом – на чемпионат Европы, а через несколько дней лететь в Бразилию на клубный чемпионат мира. Мне пока это непонятно. Турнир для клубов, может быть, важный, но сам по себе… Это даже не дуэль Казани и Белгорода.
Этот сезон можно назвать для вас самым сложным?
А.В.: Конечно. Я знал, что у меня есть проблемы со здоровьем, но что у меня будет две операции за сезон, я точно не думал.
Операции я боялся, и когда столкнулся с этим, понял, что это тяжело. Даже не сама операция, а то, что после нее тебя ждет. Это очень много работы. Когда было сложно в последней игре, вспоминал, как это было, когда все отдыхают, а ты работаешь по 5 часов, потом идешь в бассейн и т.д., и что это не зря было. Все это меняет тебя психологически, после этого смотришь на жизнь и на спорт по-другому.
Могли бы сейчас представить себя футболистом? Ведь в детстве помимо волейбола занимались и футболом…
А.В.: Если бы дали второй шанс, я бы попробовал себя в каком-нибудь еще виде спорта, просто для интереса, чтобы сравнить (смеется). Хотя понимаю, что в футболе я бы уже закончил играть – там в плане здоровья еще сложнее.
Как планируете отдыхать до отъезда в сборную?
А.В.: Планы никакие не строили, потому что не знали, когда все закончится. Могли закончить вообще 1 мая, и 2-го мы бы только вернулись. Может быть, поедем домой, возможно, куда-то слетаем. Хотя более вероятно, что слетаем отдохнуть летом, между турнирами, когда будет неделя перерыва.
Фото с официального сайта ВК "Зенит-Казань"
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»