Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Александр СЛАВУТСКИЙ:
«Государство, которое не вкладывает в культуру, лишает генофонд духовной подпитки»
«Государство, которое не вкладывает в культуру, лишает генофонд духовной подпитки»
Беседа с главным режиссером Казанского академического Большого драматического театра имени В.И. Качалова Александром Славутским состоялась в преддверии Международного дня театра, который будет отмечаться 27 марта. Он рассказал корреспонденту ИА «Татар-информ» о том, как выживает театр в обстановке всеобщего финансового кризиса. Главный режиссер качаловцев также поделился своими размышлениями о роли искусства в современном мире.
Александр Яковлевич, изменилась ли жизнь театра с наступлением кризиса?
А.С.: Конечно, изменилась. С одной стороны, вроде ничего не изменилось, а с другой стороны - исчезло ощущение уверенности, что все запланированное на бумаге и подписанное нашими министрами может воплотиться в жизнь. Момент самый трудный – это прохождение финансов, финансирование наших проектов. Вот недавно я решал вопрос по гастролям. Я не знаю, что делать. Все говорят: «Да». Но я ничего живого, реального в руках не вижу. Чтобы выехать на гастроли, мне нужно уже проводить платежи, а я не могу их проводить. Все вязнет, все в состоянии неопределенности, такое ощущение ваты. Когда я знаю точно «да», значит, третьего или пятнадцатого числа я получу деньги. Зарплату выплачивают, чтобы люди с голоду не умерли, а все остальные платежи крайне трудно проходят и крайне сложно. Даже учитывая то, что я имею дело с приличными людьми в казначействе, которых я уважаю и которые меня уважают. Я нахожу общий язык, но момент прохождения финансов, своевременность финансирования вселяет неуверенность. Сейчас все время разговор идет о том, что бюджетное финансирование будет сокращено. Если я поеду на гастроли, и бюджетное финансирование урежут, как говорят и обещают на двадцать процентов? Я, идя в дорогу, должен знать, сколько у меня будет средств на это, восемьдесят или сто процентов. Вот это все приводит к ощущению тревоги и нестабильности.
Как вы относитесь к тому, что при распределении бюджетного пирога культуре достается самый маленький кусок?
А.С.: Это плохо. К этому я отношусь крайне отрицательно. Считаю, что государство, которое не вкладывает в искусство и культуру, лишает генофонд основной подпитки – духовной. Мы скатываемся в болото «массовой культуры», наивно полагая, что мы приобщаемся к мировым ценностям. Мы ни к каким мировым ценностям не приобщаемся. Мы приобщаемся к американской и европейской «помойке», к такому сливу нам сюда всей «массовой культуры». Никогда в области искусства и культуры мы перед Западом не стояли в позе «согнувшись». Мы автомобили никогда не умели делать, и делать их не надо. Наши автомобили называть автомобилями нельзя, с моей точки зрения, а вот то, что касается настоящей литературы, настоящего искусства, живописи, театра, музыки, мы здесь никогда не были второсортными. Мы лишаем себя сегодня того, чего мы имеем, нашей духовности, которая была сформирована годами и столетиями. Мне кажется, что гарвардские мальчики, наивно полагая, что, входя в рыночные отношения, мы автоматически становимся авангардом мира. Так не получается. Видите, процесс идет по-разному. Если мы не будем писать надписи на русском языке, и, если у нас появились стриптиз-бары и гей-шоу, это не значит, что мы приобщились к европейской мировой культуре.
Мюзикл – это тоже американский продукт, который появился во времена «великой депрессии». Появление мюзиклов в репертуаре качаловского театра – это примета наступления кризиса или просто любовь к жанру?
А.С.: Это к кризису никакого отношения не имеет. Это имеет прямое отношение к повышению профессионального уровня артиста. А у меня какие мюзиклы? У меня просто есть несколько штук музыкальных спектаклей в драматическом театре. Артист драматический, который умеет петь и двигаться, синтетический артист, воспитанный, более профессиональный. У нас «Скрипач на крыше» идет десять лет. Тогда еще не было запаха кризиса, понимаете? «Трехгрошовой опере» семь лет, «Роковым яйцам» больше десяти лет, ну и детские спектакли… У меня не так много мюзиклов. Когда делать нечего, нам говорят, вот, мол, музыкальные спектакли ставите. Ну, поставили и хорошо.
Считаете ли вы, что театр одним из первых почувствовал грядущие изменения? Появление в репертуаре мюзиклов мотивировано изменяющимся рынком?
А.С.: Я думаю, что это не взаимосвязанные вещи. Можно ведь и бульварную комедию поставить. Знаете, какая пьеса «Номер тринадцать», мощно идущая по стране? Нет, это не взаимосвязано, поэтому в кризисе театр должен быть интересен зрителю. Мы вообще должны свою задачу видеть в том, чтобы своим искусством дать человеку каплю надежды, добра, любви, красоты. Я так понимаю, поэтому мои соратники, с которыми я иду в бой, это Достоевский, это Пушкин, это Гоголь, это Брехт, это Островский, Булгаков и вообще то лучшее, что создало время. Та мировая драматургия и литература, которая создала вершины и те художники, философы, поэты, которых я называю, в состоянии поделиться своими взглядами с нашим поколением. Если мы при этом еще сможем сделать современно, с точки зрения нашего времени, с точки зрения интересности нашему зрителю, то я считаю, что это должно помогать человеку выживать в наше время.
В ближайшее время вы планируете, как руководитель, провести в театре какие-нибудь антикризисные меры?
А.С.: Я планирую сократить бездельников, лодырей и бездарностей, насколько это удастся в рамках законодательства. Но это не массовый процесс. Это процессы точечные, один, два, три человека, но это не относится к кризису. Я это бы делал и без кризиса, никогда никого просто так не сокращал, не выгонял и считаю, что надо уметь побеждать с теми людьми, которые есть рядом. Если они работают на общее дело, на общую идею, то бог сам рассудит. Талант это такая вещь, по словам Шолома Алейхема, как деньги. Если он есть, значит есть, а если его нет, то нет. Будем выживать. Просто жалко то, что можно сделать так, чтобы бренд Татарстана продвигать, несмотря на кризис. Мне нравится точка зрения Президента и мэра нашего. Есть идея провести Универсиаду и во что бы то ни стало ее воплощают. Есть идея проекта наших гастролей, но я не знаю, как это произойдет сейчас.
Беседу вела Наталья ТОПАЛ
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»