Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
Актуальная тема//РУССКОЯЗЫЧНЫЙ СОПЛЕМЕННИК - НЕ ТАТАРИН?//22 марта, №11
В определенном смысле их мнение разделял выдающийся ученый Карл Густав Юнг. Им были сформулированы понятия архетипа и коллективного бессознательного.
«Бессознательный уровень менталитета… состоит из разных подуровней. Они определяются этническим, расовым и общечеловеческим наследованием. Архетипы - …предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своём поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врождённой здесь является именно тенденция реагировать эмоционально и поведенчески на конкретные ситуации…». (Нежурина-Кузничная Н.Ю. «Популярная этнопсихология», Минск, 2004г.)
Архетипы - …предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своём поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врождённой здесь является именно тенденция реагировать эмоционально и поведенчески на конкретные ситуации…». (Нежурина-Кузничная Н.Ю. «Популярная этнопсихология», Минск, 2004г.)
Распространяется уродливый (другого слова не подберу) миф о том, что русскоязычные татары не хотят учить родной язык и с пренебрежением относятся к нему. Это враньё. Большинство татар очень стесняется незнания родного языка, переживает по этому поводу. Многие пытаются учить язык самостоятельно, но, к сожалению, по объективным причинам КПД таких попыток невелик. Признаюсь, существует определённая группа русскоязычных татар, которая с равнодушием относится к своей национальности. Свою позицию они обосновывают следующим образом: какой же я татарин, если не знаю татарского языка, и зачем мне становиться второсортным татарином, если я давно первосортный русский? К сожалению, горькая правда в таких рассуждениях есть. В последнее время часть татарских националистов стала культивировать отрицательное отношение к русскоязычным татарам. Вместо того чтобы объяснить молодому человеку, что, несмотря на незнание родного языка, он всё равно остаётся татарином и никем другим быть не может, ему начинают вдалбливать полуграмотный бред о его национальной неполноценности. А ведь в данной ситуации нужно вести себя очень аккуратно. На мой взгляд, с этой группой русскоязычных татар следует работать следующим образом. В первую очередь ни в коем случае не отталкивать их от себя безответственными заявлениями. Объяснять, что принадлежность к своему народу не ограничивается лишь знанием языка. Пробуждать в них национальные чувства, которые, поверьте мне, не так уж глубоко запрятаны. Правдиво освещать татарскую историю. В общем, необходимо приспосабливаться к реальным, естественно сложившимся обстоятельствам, а не пытаться бессмысленно подогнать их под выдуманные или у кого-то заимствованные схемы.
Теперь о схемах. Как можно определять этническое родство только на основании языка? В СССР входило множество народов. Представителей этих народов, пытаясь создать новую советскую этническую общность, научили говорить на одном языке - русском. Что из этого получилось? Да ничего, в один момент вся эта искусственно созданная общность развалилась. Давно пора понять, что народы не создаются, а формируются, причём формируются веками и даже тысячелетиями естественным путём. Поэтому смешным кажется утверждение, что этот татарин уже и не татарин только потому, что не говорит на родном языке. Точно также можно утверждать, что эта рыба уже и не рыба, потому что плывёт не в ту сторону, а этот попугай уже и не птица, потому что говорит «человечьим голосом». Попытки национальную принадлежность определять языковым и культурным родством сильно напоминают тюркизм – тюркский национализм. Не хватает лишь понятия расы, которое ввел в оборот наш земляк Юсуф Акчура. Можем ли мы сегодня, механически переняв схему тюркизма, объединить татар на основе общности языка. Нет, конечно. Идеология, давшая положительные результаты в Турции в первой половине 20 века, вряд ли подойдёт для России 21 века. Начнём с того, что значительная часть татар, а это более миллиона человек, татарского языка просто не знает. Остальные татары знают в той или иной степени родной язык и, кроме того, владеют русским языком. Так на основании какого языка мы их будем объединять? Необходимо также учитывать, что турки компактно жили на своей земле, значительная же часть татар живёт в русскоязычном окружении. Год от года эта группа в языковом отношении будет обрусевать, и число русскоязычных татар будет увеличиваться. В конечном итоге мы не объединим, а расколем татарскую нацию, и значительно поспособствуем исчезновению её русскоязычной части. Я считаю, что национальную принадлежность татар нужно определять по более гибкой схеме, которая будет учитывать не только наши желания, но и реальные жизненные обстоятельства. Подобные схемы существуют. Например, евреи, веками живут в тех же условиях, что и мы. Рассеянные по всему миру, они также говорят на разных языках, но кладут в основу своей этнической самоидентификации другие принципы: “Евреи рассеяны по всему миру, и если вообще признать наличность еврейской нации, то надо признать всех евреев мира членами одной нации.… Мировое еврейство действительно составляет одну нацию, благодаря общности расового происхождения, исторических переживаний, религии и экономического положения…...” (“Еврейская энциклопедия”). Если бы было иначе, еврейская нация просто не сохранилась бы. Однако евреям хватило ума как на создание необходимых условий и предпосылок сохранения своего этноса, так и на основание государства Израиль, где каждый еврей (переехав туда) может выучить иврит и приобщиться к национальной культуре. Поступая подобным образом, мы сможем сохранить татарский язык и культуру в местах компактного проживания татар и собственно татарскую нацию в целом по России.
Не такими безобидными кажутся мне попытки вбить клин между русскоязычными и двуязычными татарами. Постепенно, так или иначе, нам навязывается негативный образ русскоязычных татар. Их обвиняют в недостатке патриотизма и любви к своему народу. Могу с уверенностью утверждать – это либо незнание реального положения вещей, либо наглая ложь. Многие русскоязычные татары гордятся своим национальным происхождением, живо интересуются родной историей и могли бы активно включиться в национальную жизнь, если бы не предубеждение против них. Кому будет приятно зайти на татарский сайт в Интернете и узнать, что ты манкурт? Или открыть татарскую газету и прочитать, что в национальном отношении ты неполноценен? В результате татарское общество теряет многих своих активных членов. Действительно, русскоязычные татары не удовлетворяют политике (в целом правильной) на возрождение национального языка и культуры, проводимой руководством Татарстана, и как говорили в советское время - портят показатели. Но я повторяю, жизнь иррациональна, её не уложишь ни в какие схемы, и сильно желая достичь чего-то одного, можно потерять другое. Унижая и оскорбляя своих русскоязычных соплеменников можно постепенно утерять ту комплиментарность, ту подсознательную симпатию, которая объединяет татарский народ в единое целое.
Наиль МУСИН
Москва
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»