news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Актуальная тема//100 ИСТОРИЙ О СУВЕРИНЕТЕТЕ//12 октября, №41

(пРОДОЛЖЕНИЕ. нАЧАЛО В №№22-24, 29-40). В штаб-квартире НАТО.  В ноябре 1993 года делегация Татарстана побывала в штаб-квартире НАТО. В фойе штаба висят флаги государств - членов этого блока. Татарстанцы обратили внимание, что их не 16 (по количеству членов НАТО), а 15. Спросили почему? Им ответили, что Исландия не имеет собственных вооруженных сил.

Когда визит закончился, татарстанцев вновь повели через галерею с флагами. Председатель-координатор ТОЦа Рашит Сафин обратил внимание сопровождавшего их офицера:

- Одного флага не хватает!

Офицер тут же стал пересчитывать флаги. Пересчитав, в недоумении уставился на Сафина:

- А какого флага не хватает?

- Татарстанского! Офицер улыбнулся:

- Может быть. Через пару лет, возможно, и ваш флаг будет в этой галерее

«Россия - не банкетный столик, князь...»

Эта история произошла в Эстонии, в городе Пярну, в 1993 году. Шел банкет по случаю завершения международного     совещания     Организации Непредставленных Народов и Наций, в котором приняли участие и представители Татарстана.

К столику, за которым сидела Зульфира Сагдеева - председатель исполкома Международного объединения тюркской молодежи, подошел молодой бородатый мужчина. Он был высокого роста, приятной наружности:

- Разрешите представиться, князь Волконский. Можно вам составить компанию?

Получив разрешение, он сел за столик, и между двумя молодыми людьми завязалась оживленная беседа. Выяснилось, что Петр Волконский родился и живет в Таллинне. В совершенстве владеет эстонским языком. В прошлом - рок-музыкант, сегодня он - советник министра иностранных дел Эстонии.

Князь проявил большой интерес к тюркским проблемам. И с ходу предложил Зульфире помощь в организации тюркского рок-фестиваля в Таллинне.

В ходе беседы Зульфира не удержалась, чтобы не спросить именитого потомка:

- Не хотите ли вернуться в Россию? Ответ ее ошарашил:

- А что я там забыл, в этой грязной России?

- Как?! Вы не хотите ее возродить?

- Я хочу ее разрушить!

Оказалось, что Волконский считает нынешнюю Россию тюрьмой народов и борется за независимость Эстонии.

- Не сомневаюсь, князь, что на обломках самовластья напишут ваши имена, - пошутила гостья из Казани. И поспешила пересесть за другой столик, потому что князь проявлял неумеренную тягу к спиртному и пьянел на глазах.

А банкет был в разгаре. Гости танцевали. Не собирался скучать в одиночестве и князь. Зульфира вскоре увидела его среди танцующих. Волконский танцевал с истинно царским размахом, не заботясь о том, что может кому-то помешать. Махал руками, как мельница, вскрикивал и выписывал такие кренделя, что вокруг него образовалось пустое пространство.

Внезапно раздался грохот: князь упал на банкетный столик, разметав всю его сервировку. Наступила тишина. Все прекратили танцевать. Но хладнокровные хозяева вежливо взяли князя под локотки и вывели из зала. Пострадавший столик был немедленно сервирован с западной аккуратностью. Банкет продолжился как ни в чем не бывало.

Из всего увиденного Зульфира Сагдеева сделала вывод:

- Россия - не банкетный столик, князь...

 

договор

«Мирно варит наш казан»

В начале девяностых годов многие казанцы интересовались, как идут переговоры между Москвой и Казанью. Подпишем Договор или не подпишем?

Казанец Рустем Ишмуратов в 1992 году написал четверостишие на эту тему:

Флага два и два кремля,

Мерно вертится Земля.

Мирно варят наш казан -

Договор Москва - Казань.

 Чеченцы хотели не больше татар

В 1998 году в Мюнхене на научной конференции бывший Председатель Верховного Совета Литвы Ландсбергис, увидев государственного советника Президента РТ Рафаэля Хакимова, воскликнул:

- Поразительно! Как вы смогли подписать двусторонний Договор с Россией?! Я до сих пор этого не понимаю! Ведь чеченцы хотели не больше, чем вы. Вы подписали. А они не смогли!

Хакимов отшутился:

- Да, мы, татары, очень хитрые...

 

Вначале были угрозы...

Принимавший активное участие в переговорах между Россией и Татарстаном государственный советник Президента РТ Рафаэль Хакимов вспоминает, как тяжело они начинались.

Геннадий Бурбулис, глава российской делегации, повел переговоры жестко:

- Мы возьмем Татарстан в экономическую блокаду! Татарстанская делегация не растерялась:

- Перекроете трубу? Но у нее два конца! Посмотрите, сколько транспортных артерий пролегло через нашу республику. Мы можем и не закрывать задвижки. Просто начнем длительный ремонт. Сколько заводов в России встанет?

Бурбулис проконсультировался с экспертами и никогда больше так жестко с татарстанцами не говорил.

«Вы что?! Из России выходите?!»

12 августа 1991 года. Переговоры в Москве. Россияне в недоумении смотрят на татарстанцев:

- Чего вы, собственно, хотите?

Татарстанцы отвечают, что год назад приняли Декларацию о государственном суверенитете, надо бы ее России признать.

- А на каком основании? - возражают москвичи. - А если вслед за вами другие автономные республики начнут требовать суверенитет?

Наша делегация указывает на то, что у других автономий в Декларациях черным по белому написано: «в составе России». А у нас этого нет! Москвичи ехидничают:

- А союзные республики? Они не хотят, чтобы в их рядах появилась новая республика.

- Это ваши проблемы. А мы руководствуемся теми документами, которые учреждали Российскую Федерацию.

И татарстанская делегация положила перед российской текст «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». В Декларации представителям каждой нации предоставлялось право самостоятельно решать: желают ли они и на каких условиях участвовать в федерации?

Опытному юристу Сергею Шахраю это не понравилось:

- Вы что?! Из России выходите?!

Тогда ученый-историк Индус Тагиров рассказал москвичам об одном разговоре с Шаймиевым, когда он сказал руководителю республики, что за 438 лет нашей истории не нашлось ни одного татарина, который бы подписал договор о вхождении в Россию, в то время как все соседи Татарстана давно признали свое добровольное вхождение в Россию и получили за это ордена и привилегии.

Шахрай встал из-за стола и начал нервно ходить по кабинету, приговаривая:

- Мы из России не выходим, но в нее и не входим...

- Сергей Михайлович, вы нас правильно поняли, - гнет свою линию татарстанская делегация. - Мы не входим в Россию и не выходим из нее. Татарстан вообще так вопрос не ставит...

 «Давайте глупых вопросов Татарстану задавать не будем!»

На переговорах России и Татарстана очень часто задавали вопрос:

- Вы что, выходите из России?!

Однажды глава российской делегации Геннадий Бурбулис в сердцах сказал:

- Давайте больше таких глупых вопросов Татарстану задавать не будем

Деревья «в погонах»

18,26 Kb

Эту историю рассказал Председатель Госсовета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин.

В каждый приезд татарстанской делегации в Москву ее, как правило, поселяли в разных апартаментах аппарата Президента России.

Но где бы татарстанцы ни жили, они чувствовали: нас прослушивают! И после очередного раунда переговоров они боялись вслух обсуждать свои аргументы, чтобы это не стало достоянием другой стороны.

Чтобы обговорить какой-нибудь острый момент, члены делегации просто выходили на улицу. Во время одной из таких прогулок помощник Председателя Верховного Совета Республики Татарстан Фарида Мухаметшина Шамиль Баймуллин в небольшом скверике при гостинице нашел подслушивающее устройство. Сняв его с дерева, он сказал:

- Товарищ майор! Вы, пожалуйста, не переживайте. Так и записывайте: мы - в России!

Они нас поняли

Глава российской делегации на переговорах Геннадий Бурбулис, с трудом вникнув в аргументы татарстанцев, поддержал их:

- Все ясно. Вы хотите асимметричную федерацию. Я согласен.

Были среди россиян и явные наши сторонники. Например, идею ассоциированных отношений с Россией нам подсказал заместитель министра Миннаца Вячеслав Михайлов.

Многозначительно молчал министр юстиции России Николай Федоров, кстати, выпускник Казанского университета. Впоследствии он стал Президентом Чувашии.

Сочувственно к нам относилась эксперт Любовь Болтенкова. А предложение опытного юриста Сергея Шахрая о том, что отношения между Россией и Татарстаном должны быть договорными, даже вошло в текст Договора.

Но были в российской делегации и такие, кто и слышать не хотел о равноправных отношениях России и Татарстана.

Школьные уроки не забываются...

На переговорах между Россией и Татарстаном страсти не утихали и во время перерывов.

Депутат Верховного Совета РТ Фандас Сафиуллин однажды услышал, как советник Президента России Сергей Станкевич с досадой говорит кому-то, что Татарстан возомнил о себе и слишком многого хочет.

Сафиуллин подошел к Станкевичу и сказал:

- Мы хотим не слишком многого. А только того, что заслуживаем.

Станкевич потерял самообладание:

- Мы вам не позволим воссоздать Золотую Орду!

  Зачем нам ссориться?

На переговорах российская и татарстанская делегации понимали: худой мир лучше доброй ссоры.

Когда атмосфера накалялась, самый большой миротворец - заместитель премьер-министра РТ Фарит Газизуллин бодро вскакивал, переходил на другую сторону стола, обнимал Сергея Шахрая со словами:

- Ну зачем нам ссориться?

Пригласили погостить в Казань Сергея Шахрая. Услышав о приглашении, Станкевич тоже загорелся:

- И я приеду! У меня жена - татарка. Фандас Сафиуллин, раздраженный нападками Станкевича на Татарстан, просто взвился:

- Нет! Вас мы не приглашаем!

 Та самая Байрамова...

Благодаря усилиям российской прессы лидер партии «Иттифак» Фаузия Байрамова приобрела такой зловещий облик, что члены российской делегации, встречая татарстанцев, сочувственно спрашивали:

- Ну, как вы там? Держитесь?

- Держимся! - отвечали татарстанцы, пряча улыбки...

 Нам юмор строить и жить помогает

Когда шла первая серия переговоров между Россией и Татарстаном, российское руководство во все регионы назначало своих представителей, которых в народе сразу окрестили наместниками.

Во время обеденного перерыва глава российской делегации Геннадий Бурбулис осторожно поинтересовался:

- Вот мы назначаем своих представителей на местах. Где-то их принимают, где-то не очень - наместниками обзывают. А как Татарстан посмотрит на то, что мы туда направим своего представителя?

Фандас Сафиуллин, не раздумывая, с самым серьезным видом ответил:

- Геннадий Эдуардович, мы не возражаем. Присылайте! У татарстанской делегации захватило дух: это же конец суверенитету!

А Сафиуллин продолжил:

- Присылайте, присылайте... Мы ему самый красивый особняк предложим. Не понравится - новый построим. Будем кормить, поить гостя так, как душа его пожелает. Каждый вечер свежих девочек поставлять - и очень скоро он будет наш!

Все рассмеялись. И больше к этому вопросу на переговорах не возвращались. Все превратилось в шутку...

Венера Якупова

(Продолжение следует)

 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100