news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

Актуальная тема//100 ИСТОРИЙ О СУВЕРЕНИТЕТЕ //5 октября, №40

16,54 Kb
(Продолжение. Начало в №№22-24, 29-30).
“Рота бабушек”. Очень часто в митингах, где речь шла о суверенитете, принимали участие бабушки-татарки. Их активность раздражала обывателей:

- Говорят, им деньги платят за то, что ходят на митинги! Такие разговоры обижали пенсионерку Фагилю Сафиуллину. Именно ее называли командиром “роты бабушек”. Сама Фагиля Ситдиковна дает такие объяснения:

- Зачем я стала ходить на митинги ТОЦа? Одно время население в Казани забеспокоилось. Пошли разговоры, что “татары возьмут себе суверенитет, а потом начнут выгонять русских”. Это была страшная ложь! Я пришла на площадь Свободы и стала объяснять людям, что это не так. Мы хотим жить в дружбе со всеми народами. Что суверенитет нужен всем, кто живет в Татарстане, а не только татарам. Таких, как я, набралось человек сто. Нас и назвали в шутку “ротой бабушек”.

Мы стоим с плакатами на митингах. Разговариваем с теми, кто сомневается, что суверенитет нужен. Если бы я была богатым человеком, то каждому русскому подарила бы по букету цветов после нашего референдума о статусе республики в благодарность за то, что сказали “да”.

Когда говорят, что нам платят деньги, думаю, делают это специально. Мол, обидятся бабушки и уйдут с площади. А мы не уйдем. Потому что для нас это святая борьба и самой большой платой за нее будет полный суверенитет.

Возвращение Салавата Юлаева

В 1992 году молодые уфимцы объявили голодовку, протестуя против подписания Башкирией Федеративного договора в составе России.

Несколько казанских членов союза молодежи “Азатлык” выехали к ним на помощь, чтобы поднять боевой дух участников голодовки.

Шел седьмой день голодовки. Голодающие расположились у памятника Салавату Юлаеву. Над их юртами развевался флаг башкирского национального движения. Азатлыковцы тут же повесили в знак солидарности флаг Татарстана.

Лидер казанских азатлыковцев Рамай Юлдашев начал ощущать беспокойство с первых минут пребывания в Уфе. Уфимцы неудачно выбрали место голодовки - далеко от центра, поэтому вокруг участ- ников голодовки ходило мало сочувствующих. У уфимцев не было никакого опыта, как проводить такую акцию. Они здорово рискнули здоровьем, потому что предварительно не подготовились к голоданию. Не было у них и никакой охраны.

За разговорами молодые люди не заметили, как к юртам подкатили автобусы. Оттуда высыпали три десятка молодых парней в кожаных куртках, спортивной форме. В руках у них были палки.

Они начали крушить все вокруг. Подожгли юрты. Начали избивать палками и голодающих, и азатлыковцев. Били профессионально, применяя приемы карате, рукопашного боя.

Казанцев было вдвое меньше, чем нападавших, и защищаться им было нечем. Под градом ударов они начали отступать.

И тут Рамаю Юлдашеву бросился в глаза памятник Салавату Юлаеву. Летит батыр на коне и как бы стыдит азатлыковцев: “Я жизнь отдал за народ? А вы?”

Рамая всего пронзило. Заорал:

- Умрем лучше в бою!

Азатлыковцы обломали сучья деревьев и устремились с ними на погромщиков.

Скоро подоспела помощь из близлежащих общежитий. Погромщики исчезли.

А башкирская и татарская молодежь всю ночь митинговала у костров. Это была незабываемая для них ночь. Потому что кто-то нежно, протяжно играл на курае, напоминая о том времени, когда эти два народа были свободны...

Символы

Зеленый, белый, красный...

До 1991 года у республики фактически не было своих государственных символов. Герб Татарии от герба Башкирии отличался только надписью с названием республики. Поэтому, когда в парламенте республики начали работать над собственными флагом, гербом и гимном, в центре встревожились: Татарстан болеет сепаратизмом. Республику начали обвинять в том, что она собирается отделяться от России. Иначе зачем ей свои флаг, герб, гимн? Непонятно было Москве и то, почему в символике Татарстана ничего нет от символики Российской Федерации?

Особенно тяжело шла работа над проектом флага. Этот символ принимался первым, когда неизвестно было, в каком направлении идти. Некоторые историки предлагали взять за основу флаги Золотой Орды. Другие настаивали на том, чтобы сохранить схожесть с советским флагом. Вариантов было море. Обратились к мировому опыту. Абсолютное большинство флагов в мире представляет собой триколор, то есть трехцветные. Поэтому комиссия по символам предложила для флага Татарстана три цвета - зеленый, белый, красный.

И тут пошли такие споры! Советское общество было очень идеологизированным. И когда депутаты Верховного Совета начали обсуждать проект флага, вдруг обнаружилось: они идеологизируют цвета! Одни утверждают, что зеленый цвет - цвет ислама. Другие были уверены, что красный цвет -цвет крови, агрессии. Ну а белый - это цвет капитуляции.

У Рената Хариса, председателя комиссии по государственным символам, голова пошла кругом от этих речей. И он много сил потратил, чтобы объяснить истинное значение цветов. Зеленый - символ живой природы, молодости. Красный - цвет жизни, могущества, огня. Белый - символ чистоты, чести и мира. Но споры в зале заседаний продолжались, и никак не получалось примирить противоборствующие стороны.

Помог случай. После того как Ренат Харис выступил с докладом о проекте флага, среди депутатов с новой силой вспыхнула дискуссия. Выслушав спорщиков. Председатель Верховного Совета Фарид Мухаметшин обратился к Харису:

- У докладчика есть что сказать в заключительном слове?

Ренат Харис был в полном смятении... И вдруг он вспомнил, что в дипломате лежит его книга стихов. Он резким движением вытащил книгу, мгновенно нашел стихотворение и пошел к трибуне:

- Разрешите мне вместо заключительного слова прочитать свое стихотворение.

У каждого народа -

свой герой,

своя мечта о мудром

и великом.

Зачем же так бессмысленно

порой мы сравниваем

Муромца с Алыпом.

Нет, не князья, -

крестьянские сыны,

в лихие дни тревоги и печали

сев на коней,

за честь своей страны

они мечи из ножен вынимали.

Горела степь.

Красна была вода.

Звенели стрелы, в грудь

входя упруго.

Не их вина,

скорее - их беда,

что шли они войною

друг на друга.

Не сравнивай!

Не важно - кто какой!

Зазря батыров обижать

не нужно,

иначе могут в ярости слепой

они по камню бросить

в нашу дружбу...

У каждого народа -

свой герой!

Он всех сильней,

он всех мудрей на свете.

Плечо к плечу стоят

Алып с Ильёй -

одной Земли,

одной Отчизны дети!..

Прочитал - тишина. Закрыл книгу - тишина! И вдруг – Фарид Хайруллович, недолго думая, предложил:

- А сейчас я хотел бы поставить на голосование проект флага-триколора: зеленый, белый, красный.

Депутаты голосуют. И проект проходит!

Поэт и депутат Ренат Харис стоит в каком-то оцепенении:

стихотворение помогло наконец-то принять проект флага!

В это время группа депутатов схватила флаг, описание которого утвердила сессия, и побежала с ним на крышу Верховного Совета. Им не терпелось выставить на всеобщее обозрение наш первый государственный символ и сфотографироваться на его фоне.

А поэт, который столько претерпел с проектом флага, остался в зале выжатый как лимон. Хотя его душа плакала от радости...

Герб Татарстана

Когда принимался герб Республики Татарстан, было много вариантов: каким ему быть? Кому-то в основе герба виделся Зилант - мифическое существо, дракон, который на Востоке является символом счастья, благородства, силы. Но было и много возражающих против Зиланта. На гербе Москвы изображен Георгий Победоносец, пронзающий копьем дракона. Кому-то показалось, что этот дракон очень похож на Зиланта.

Предлагали проекты, с крылатым конем. - почитаемым у татар животным. Шла речь и о белом волке, который у тюркских народов вовсе не кровожадный, а может делать чудеса. Но все эти варианты не устраивали депутатов Верховного Совета РТ.

Идея изобразить на государственном гербе белого барса пришла в голову ученому Назыму Ханзафарову. Он буквально подарил эту идею художнику Рифу Фахрутдинову. Назым Ханзафаров и убедил депутатов в том, что предложенный им символ имеет историческую основу. Были среди предков булгарского народа и барсилы, чьим тотемным животным был барс.

Так на гербе Татарстана появился крылатый белый барс на фоне красного солнца в обрамлении татарского орнамента. Его крылья говорят о могуществе: наш барс бегает не только по земле, при желании он летает, плавает... Его правая лапа царственно приподнята в знак миролюбия. А щит означает защиту. Все цвета герба напоминают цвета Государственного флага.

Почему в нашем гимне нет слов?

После принятия Государственного флага и Государственного герба наступила очередь гимна. На последнем этапе его обсуждения остались восемь вариантов. Все они были зашифрованы, и депутаты не знали, кто их авторы.

В один из дней депутатов пригласили в филармонию. Большой симфонический оркестр под управлением Фоата Мансурова исполнил все восемь вариантов. Депутаты в анкетах указали три понравившиеся им мелодии. И вот на очередной сессии прозвучали три выбранных варианта, и депутаты проголосовали за гимн, написанный классиком татарской музыки Рустемом Яхиным.

Гимн был принят без слов. А языку какого народа отдать предпочтение, если Татарстан - республика многонациональная? Депутаты никого не захотели обидеть...

За границей

Окно в Европу

Когда началась перестройка, Казань решила установить международные связи. Первым городом, с которым решено было побрататься, был небольшой городок в Германии Брауншвейг. И вот делегация из Казани прибывает в Брауншвейг. Немцы дают торжественный обед в ее честь.

И вдруг глаза у мэра Казани Камиля Исхакова округляются: на обед выносят сырой фарш, заправленный сырым яйцом!

- Что это?! - восклицает мэр, нарушая правила этикета.

- Мясо по-татарски, - отвечает принимающая сторона. Мэру пришлось объяснять немцам, что к национальной кухне татар это блюдо не имеет никакого отношения.

Как известно, Казань часто посещают туристы из самых разных стран. В администрации города с улыбкой вспоминают о таком эпизоде. Погуляв по Казани, полюбовавшись ее старинными постройками, модно одетыми молодыми горожанами, иностранцы искренне удивились:

- А мы думали, что здесь до сих пор ходят в медвежьих шкурах!

Лишь после принятия Декларации о государственном суверенитете РТ за рубежом стали больше знать о Казани и Татарстане.

“Татарстан? А где это?”

В 1992 году Разиль Валеев с известным книговедом Абраром Каримуллиным поехали на международную научную конференцию в Кембридж.

Когда участникам конференции объявили, что перед ними выступят гости из Татарстана, все в зале оживились. И... начали изображать, как татары скачут на конях, размахивая саблями.

Гостей из Казани это покоробило. Но что делать? В 1992 году, через год после принятия Декларации о государственном суверенитете республики, во всем мире продолжали считать татар дикарями, ведущими кочевой образ жизни. Часто за рубежом нас путали с Казахстаном, недоумевая: “Татарстан? Где это?”

Шаймиев среди небоскребов

Май 1992 года. Президент РТ Минтимер Шаймиев в США. Просит американцев показать ему Нью-Йорк с высоты. На следующий день он дарит подзорную трубу главе фирмы, принимающей татарстанцев, со словами:

- У вас такие высокие здания, что наверняка вы в эту трубу разглядите Татарстан!

Татарин, найди себя на карте

1993 год. Делегация из Татарстана в штаб-квартире НАТО в Брюсселе (Бельгия). Иностранные дипломаты то и дело вежливо интересуются у гостей:

- Татарстан? А где это?

Устав отвечать на этот вопрос, представитель ТОЦа Марс Шамсутдинов на очередной встрече с натовцами обращается к проректору Казанского университета Усманову:

- Миркасым Абдулахатович, покажите, пожалуйста, где Татарстан.

Профессор Усманов, нахмурившись, хватает указку и только что не протыкает ею карту:

- Вот Казань!

Больше таких вопросов татарам не задавали.

Венера ЯКУПОВА.

(Продолжение следует)

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100