В пресс-конференции, посвященной окончанию сезона в автоспорте, приняли участие гонщики исключительно с VIP-фамилиями - Расуль Минниханов, Заудат, Ирек и Радик Миннахметовы, Тимур Тимерзянов, Ильдар Рахматуллин… Все они - дети известных татарстанцев, отцы которых сами не прочь погоняться на трассе. Но главным действующим лицом на встрече с журналистами стал Салават Фатхетдинов, известный певец, ставший в нынешнем сезоне чемпионом России по автокроссу в дивизионе 1.
- Я уже старый, больной человек, - пошутил Салават. - Стоял практически у истоков республиканского автоспорта вместе с Рустамом Миннихановым, братьями Шаймиевыми, Джаудатом Миннахметовым, Ильхамом Рахматуллиным и Сергеем Петрухиным… Поначалу нас не жаловали, потом - начали уважать, а теперь откровенно бояться. Правда, сейчас я сижу здесь за столом уже с детьми моих друзей. Люблю я это дело - гоняться. Сами знаете, я певец, и профессия у меня, скажем так, нежная - цветы, поклонницы. Так вот, после концерта подходят ко мне бабушки и уговаривают: «Сынок, хватит уже. Зачем тебе нужен этот автоспорт?». А дома все происходит с точностью до наоборот, семья меня поддерживает в моей любви к гонкам. Мне постоянно хочется менять сферу своей деятельности. Провожу пять-шесть-семь концертов и начинаю скучать по грязи, запахам бензина, машинного масла, всего того, что связано с автогонками. Погоняюсь в выходные, и после этого начинаю скучать по концертам.
Если честно, то по окончании прошлого сезона я уже собирался заканчивать с автоспортом. Но на банкете позавершении чемпионата в Тольятти, когда я стал победителем, один из автогонщиков заявил: «Мы, спортсмены, будем считать твое чемпионство случайным, если ты не подтвердишь его в следующем году. Не будешь победителем, окажись хотя бы в тройке». Подзадорил меня, и я решил еще погоняться сезон, пока здоровье позволяет.
По сути, автоспорт в Татарстане еще очень молод. Нынче только 13 лет исполнилось, как начали всерьез его развивать, после строительства трассы в Высокогорском районе. Совсем недавно наши соперники удивлялись по поводу татарстанских гонщиков: «Что вы за народ такой? Откуда взялись?».
Победы легко не даются. У меня было тяжелейшее сотрясение мозга на гонках в Набережных Челнах. Не скажу, кто меня ударил, - в общем-то он и не виноват в аварии. Когда я приходил на финиш четвертым-пятым-шестым, то посетовал Рустаму Минниханову на это, мол, тяжело ехать, не видно ничего, лобовое стекло грязью заляпано. Он мне ответил - «Для того чтобы стекло было чистым, надо ехать первым!». Вот я и стремлюсь следовать его совету. Но не всегда удается. В том же Тольятти даже рекламный ролик сняли про одну из моих аварий, когда я практически рекорд установил. Разогнавшись, вылетел с трассы и совершил семь с половиной оборотов на машине, пролетев в общей сложности 48 метров. Врач мне запретил на следующий старт выходить, но в итоге я смог его уговорить.
У нас борьба на трассе жестокая. Дружба и уважение заканчиваются прямо на старте, максимум - до первого поворота. А потом никто никого знать не хочет, никто вперед не пропустит. Потом ходишь после финиша, пытаешься уточнить, кто тебя подрезал, кто ударил, но все отнекиваются. - «Нет, Салават, не я это сделал!». Впрочем, это сам вид спорта у нас такой, только первых признает. Казалось бы, мне пора уже успокоиться, сидеть в сторонке. Радоваться за молодых. Ан нет. Не зря никто из наших гонщиков не становился двукратным чемпионом Татарстана. Европу выигрывали неоднократно, Россию, а вот республиканское чемпионство никому дважды не давалось.
Ударил ли по нам кризис? Скажу за себя, я на свои гонки горлом зарабатываю. Иногда у меня спрашивают, те кто не знает, чем я занимаюсь, в других городах, странах: кто, мол, твой спонсор? Всегда отвечаю, мой спонсор - замечательный человек, мы с ним очень дружим, Салаватом зовут… Некоторые не понимают, думают, наверное, что мы со спонсором тезки. Что касается кризиса. Знаете, я его пока не замечал. По-моему, кризис - это просто слово такое, которым принято сейчас оправдывать свое бездействие. Как-то Минтимер Шаймиев поинтересовался у меня насчет воздействия кризиса. А у меня, помнится, на тот момент было запланировано семь концертов в больших концертных залах, в то время как в другие годы было на тот момент только три-четыре. Я ответил - «Минтимер Шарипович, если кризис и дальше будет так развиваться, то я за него! Требую продолжения, он мне нравится!». На моей основной работе он никак не сказывается, хотя наши конкуренты по автогонкам уже начинают поговаривать, что спонсоров сейчас найти стало трудно. Может, в следующем сезоне они уже и не смогут стартовать. Но для нашей республики, считаю, кризис пока не актуален.
Куда более актуально позиционирование нашей республики за рубежом. Ведь поначалу нас то и дело путали с Казахстаном. Я тогда отвечал незнающим: «Россия знаете где находится? Да, знаем. Так вот, Татарстан находится в ее серединке, а вокруг него - Россия!». Фамилии наши поначалу поголовно путали судьи-информаторы. Меня называли Салават Фатхут, Джаудата Миннахметова еще смешнее - Жаудат Маниметов. Сейчас с произношением наших фамилий нет никаких проблем, хотя, честно скажу, для иностранцев они тяжеловаты.
Автоспорт сейчас в Татарстане почти национальный вид спорта. Как скачки на Сабантуе, как куреш, который я очень люблю, как гиревой спорт, президентом республиканской федерации которого я являюсь. Я прямо говорю руководству российской федерации - вот отойдет Татарстан от автокросса - и не будет у нас в стране этого вида автогонок. Ведь и трасс у нас в стране нормальных только три - у нас в Высокогорском районе, в Тольятти и в Воронеже. Не хочется, чтобы всё вдруг прекратилось в один момент. Как-то я наблюдал за тем, как в Тольятти картинговый заезд для 14-летних выиграл шестилетний малец. Он даже на пьедестал залезть не мог самостоятельно. А когда забрался, ему дали медаль, кубок за победу и большую коробку конфет. Тогда он медаль выбросил, конфеты схватил двумя руками. Так это было трогательно… И я решил, что если мой сын захочет заняться автоспортом, то я не буду против. Моему Рустему всего семь лет, он уже хоккеем занимается, но в последнее время начал просить, чтобы я разрешил ему заняться картингом. Я решил, что так тому и быть.
Записал Джаудат АБДУЛЛИН
© Редакция приложения к районным и городским газетам РТ. Главный редактор - Ольга Мачнева.