news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

А мимо пролетают поезда…

Современные технологии и уровень жизни сделали россиян более требовательными к качеству сервис-услуг, предлагаемых авиа, авто и железнодорожными перевозчиками. Сэкономить время в пути, деньги и, самое главное, нервы стремится каждый. Как обстоят дела с этими услугами и привокзальным сервисом в Татарстане, выясняли корреспонденты ИА «Татар-информ»

Бомжи, вонь и пиво втридорога

В последнее время в Казани много говорится о повышении привлекательности города, как туристического центра. О том, какие прибыли могут принести столице республики визиты сотен и тысяч иностранных гостей. Но попробуем на минуту представить, что сегодня в Казань прибудут гости – пусть даже не иностранные, а хотя бы из Москвы. Почти наверняка можно сказать, что если они предпочтут прибыть в Казань поездом, то впечатление от визита будет безнадежно испорчено.

Казалось бы, всего пару лет назад казанский железнодорожный вокзал пережил реконструкцию, которая подарила ему «вторую молодость». И правда – красивое главное здание вокзала удачно дополняется недавно отремонтированным зданием пригородных касс. Первое впечатление от вокзала, действительно, неплохое – на платформах чисто, просторно. Однако при ближайшем рассмотрении картина оказалась не столь благополучна.

Московским гостям повезет, если они не зададутся целью найти приличную и недорогую еду непосредственно на вокзале, потому что задача это трудновыполнимая. В киосках с вывесками «Продукты в дорогу» продают в основном пиво, сигареты и малополезные сухарики и чипсы. Причем цены в невзрачных ларьках, установленных на внутренней территории вокзала, заметно выше, чем в городе. То есть, если пассажир уже прошел через турникет, и лишь затем решил приобрести провизию в дорогу, то ему придется изрядно переплатить.

Но будем считать, что московские гости устремятся сразу к выходу. Здесь им обязательно предложат свои услуги вежливые таксисты на тонированных «десятках». Один вид их автомобилей подтверждает, что перед нами настоящий профессионал – «пять минут страха - и вы на месте». А если московский гость расскажет своим казанским друзьям, в какую сумму ему обошлась поездка на такси, то это надолго станет поводом для шуток. Потому что 150 рублей за поездку от вокзала до улицы Клары Цеткин – это форменный грабеж.

Тем же, кто решится ехать на общественном транспорте, придется столкнуться с «окружающей средой». Бомжи, которых не пускают внутрь вокзала, «пасутся» снаружи. Трогательные беседы завсегдатаев «парадного подъезда» вокзала щедро сдобрены матом. Вот, к примеру, мужчина и женщина в лохмотьях выясняют, чья очередь покупать водку, а в другом кружке «смакуют» вчерашнюю стычку с вокзальными милиционерами. Интересно, за этими ли впечатлениями приезжают столичные визитеры?

Вне вокзала недостатка в торговых точках не ощущается. И неважно, что в большинстве других мест Казани давно уже нет лотков с ужасной на вид выпечкой и обшарпанных ларьков. Ведь прибывающие в Казань по железной дороге именно на вокзале знакомятся с «истинным» ликом столицы.

Не лучше обстоит ситуация и пригородными кассами – стоит только открыть дверь в недавно реконструированное здание, как запах пота и алкоголя, витающий внутри, буквально «валит с ног». А билетерши скромно прячутся за толстыми стеклами своих касс, предпочитая общаться с клиентами односложными фразами посредством микрофона.

Безусловно, железнодорожный вокзал должен и может быть одной из главных достопримечательностей нашего города. Для этого у него есть все возможности. Но пусть у тех, кому пришлось воспользоваться услугами железной дороги, в памяти остается прекрасная архитектура старинного здания, а не перепалки бомжей и хамство теток-лоточниц.

Эпицентр экологической катастрофы

Территорию позади Казанского автовокзала можно смело использовать как натурную «декорацию» к фильму про Апокалипсис. «Скоро весь этот черный от грязи снег растает, и жижа, сдобренная отработанными ГСМ, потечет на городские улицы», - посетовала корреспонденту ИА «Татар-информ» местная жительница.

Черный снег, лужи с примесью отработанных ГСМ, пришедшие в негодность автобусные шины и другого рода производственный мусор из отходов деятельности Казанского автовокзала – такая картина предстала сегодня перед глазами корреспондента «Татар-информ». По словам местных жителей, пустырь позади вокзала в последние годы игнорируют даже животные и птицы. А это первый признак экологической опасности. Территория вокзала огорожена забором размером в половину человеческого роста, что не мешает сотрудникам вокзала беспрепятственно «складировать» отходы по другую сторону ограждения.

В сложившейся ситуации обостряется еще одна проблема. В последнее время многое делается для развития Казани, как одного из крупных туристических центров. Какое же мнение сложится у гостей столицы республики, если на автовокзале их встретит такой пейзаж. А вокзалы, заметим, во всех цивилизованных странах считаются «визитными карточками» города, по ним судят об уровне жизни местных жителей.

«Урал» и «Амур» вместо «Татарстана»

Фирменные поезда по определению – лицо региона. С этим нельзя не согласиться, увидев ту же фирменную питерскую «Красную стрелу», где приветливые проводники, использующие в работе современную технику связи, в костюмах, которые и формой назвать сложно, поскольку они выглядят как от кутюр, обеспечат максимально комфортную поездку. Другое дело – периферийные или провинциальные «фирменные» поезда. На сегодняшний день из Москвы в Казань можно доехать на трех фирменных поездах. Если стоимость проезда в купейном вагоне без питания в них примерно одинакова, то качество обслуживания разнится существенно и чаще, увы, не в пользу знаменитого «Татарстана», тем более пассажирам есть с чем сравнивать.

Есть еще один фирменный поезд, который также курсирует ежедневно, но из-за графика следования, удобен не для всех. Свердловский поезд Москва - Екатеринбург «Урал» (или «Уралочка», как ласково называют его постоянные пассажиры), приходит в Казань рано утром – в 3.25. Но время, проведенное в пути, запоминается особо. Есть даже целая категория казанских пассажиров, которые принципиально предпочитают ездить только на «Уралочке». И дело тут не в цене, ведь стоят билеты в купе примерно одинаково, а в отношении. Проводники в течение пути неоднократно пылесосят купе, на столике – чайный фарфоровый сервиз с логотипом «Урала», «хозяйки» вагона стремятся сделать поездку пассажиров максимально комфортной, угощая чаем и кофе, которые разливают прямо при вас. Казанцев, много повидавших на своем «командировочном» веку и неизбалованных сервисом, особенно поражает то, что постельное белье проводники стелят сами. При этом их уже знают по именам – состав проводников не менялся с годами, они знают свое дело и не оставляют пассажиров без внимания.

Третий фирменный поезд, проходящий через Казань – «Амур», следующий маршрутом Москва - Барнаул, ходит только по нечетным числам. Тем не менее, он также полюбился за комфорт, которого мы часто бываем лишены. В купе - идеальная чистота, на столе белоснежная скатерть с пожеланием "Приятного аппетита", а на ней чайный сервиз на двоих. Есть даже два отдельных купе для инвалидов, оборудованные специальными подъемниками.

Памятник доперестроечной эпохи

С 1978 года не проводилась реконструкция Зеленодольского железнодорожного вокзала. На сегодняшний день это единственный узловой вокзал Казанского отделения ГЖД, где капитального ремонта не было без малого 30 лет.

Здание являет собой «памятник» доперестроечного времени. Текущий ремонт здесь проводится, но общей картины это не меняет. Капитального ремонта требуют все помещения: зал, туалеты и т.д. Зал для пассажиров с детьми просто-напросто закрыт в виду его плачевного состояния. Асфальтового покрытия давно уже требует перрон, который превратился в полосу препятствий для пассажиров и багажа, который они перевозят в чемоданах и сумках на колесиках. Настил деревянного моста через железнодорожное полотно – деревянный и, хотя его заменили в прошлом году, и он не представляет опасности, но являет собой полный анахронизм.

Плачевное состояние начальник вокзала Олег Варфоломеев объясняет отсутствием финансирования. Документы на составление проектно-сметной документации по капремонту подписаны еще в 2006 году, но дело с мертвой точки не сдвинулось.

Киоски в здании вокзала не функционируют уже много месяцев. По словам Олега Варфоломеева договоры с предпринимателями расторгнуты с целью проведения торгов. Условия объявленного руководством РЖД тендера не привлекли предпринимателей. Более того, для участия в торгах необходимо было ехать в Москву.

В данный момент на территории вокзала работает один единственный буфет, ассортимент которого сродни тем временам, когда основные продукты питания татарстанцы покупали по специальным талонам. Кроме яиц и скудной выпечки перекусить нечем. О горячем питании и речи нет, а ведь железнодорожный вокзал в Зеленодольске находится на приличном расстоянии от города.

Как утверждает Олег Варфоломеев, правовой основы, чтобы бороться с присутствием бомжей на вокзале нет. А потому в ночное время вокзал ежедневно закрывают на 2 часа, оставляя в помещении лишь пассажиров, у которых есть билет. С бездомными животными борьба идет каждый день. Их просто-напросто выгоняют. Но когда их выгоняют в одну дверь, они умудряются проникать в другую. «Если бы мы ежедневно не следили за этим, пассажирам места не было бы», – сетует начальник вокзала.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100