Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
84 года назад вышел в свет первый номер журнала «Мурзилка»
Исторические события дня и памятные даты.
(Казань, 16 мая, «Татар-информ», Нина Нарыкова). В 1924 году в этот день вышел в свет первый номер журнала «Мурзилка».
Название журнала для детей и образ героя появились из популярных дореволюционных книжек о веселых приключениях маленьких лесных человечков, которые странствуют по свету. Среди них был человечек по имени Мурзилка, который появился в журнале в образе маленькой собачки. Более известный многим поколениям образ Мурзилки - пушистого волшебного героя журнала, желтого, как одуванчик, в красном берете и шарфе, с фотоаппаратом через плечо - был создан в 1937 году знаменитым художником Аминадавом Каневским.
Когда-то в «Мурзилке» печатались Корней Чуковский, Аркадий Гайдар, Самуил Маршак, Михаил Зощенко, Даниил Хармс и Агния Барто, авторами «Мурзилки» были Виктор Астафьев и Борис Заходер. По обложкам этого литературно-художественного издания и по рисункам можно проследить, как менялось не только время, но и отношение к детской иллюстрации. Уже в первые десятилетия Мурзилкасуществования журнала на его страницах появились рисунки художников, которые впоследствии стали ведущими книжными графиками - Ротова, Каневского, Брея, Бруни. В 1940-е и 1950-е годы в журнале стали работать Васнецов, Кокорин, Коровин. В «Мурзилке» рисовал Владимир Лебедев, сыгравший значительную роль в развитии искусства книжной графики.
Современный «Мурзилка», адресованный детям от 6 до 12 лет, наполнен познавательными материалами - история, достижения науки и техники, спорт, важнейшие события сегодняшнего дня. Галерея искусств «Мурзилки» знакомит с репродукциями картин - шедевров отечественной и мировой живописи, с жизнью и творчеством художников. Из номера в номер журнал печатает материалы, дополняющие школьную программу. Это и «Школа безопасности», и веселые уроки математики и русского языка. Но самым главным для журнала была и остается литература.
***
В 1896 году в этот день в Петербурге в саду «Аквариум» состоялся первый кинопросмотр в России.
Этот сеанс длился около десяти минут и состоял из коротких сценок - фильмов первой программы братьев Люмьер. Французы Луи и Огюст Люмьер получили патент на изобретенный ими аппарат «Синематограф» в 1985 году. 22 марта 1895 года Люмьеры устраивают в Париже первый в истории киносеанс. Они показывают - пока только узкому кругу друзей - коротенькую ленту «Выход рабочих с завода Люмьер». Но днем рождения кино станут считать 28 декабря того же 1895 года. Тогда в парижском кафе на бульваре Капуцинов Люмьеры представили уже широкой публике первый в мире короткометражный фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота».
Зрители восприняли кадры фильма «Выход рабочих с завода Люмьер», узнавая в кино самих себя, но демонстрация «Прибытия поезда на вокзал Ла Сьота» заставила их вскочить с мест от страха получить травмы или быть задавленными двигающимся поездом.
В России кино началось с показа этих же фильмов и работ отечественных операторов В.Сашина и А.Федецкого, снявших ряд хроникальных сюжетов. Первые сеансы прошли 16 мая 1896 года в Петербургском саду «Аквариум» и в Московском театре оперетты «Эрмитаж», позже на знаменитой Нижегородской ярмарке. Первый же настоящий кинофильм был создан режиссером В.Ромашковым в мастерской петербургского фотографа А.Дренкова в 1908 году. Он назывался «Понизовая вольница» (о Стеньке Разине).
***
В 1847 году в этот день родился Иван Цветаев, ученый в области античной истории, создатель и первый директор Музея изящных искусств в Москве.
Иван Владимирович Цветаев – историк, филолог, искусствовед, академик Петербургской Академии художеств, член-корреспондент Петербургской Академии наук. Родился в селе Дроздово Владимирской губернии в семье сельского священника. Отец поэтессы М.И.Цветаевой. В 1870 году окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Преподавал в 3-й петербургской гимназии, затем - профессор Варшавского, Киевского университетов. С 1877 года - в Москве.
С 1877 года - профессор Московского университета, заведующий кафедрой теории и истории изящных искусств; одновременно хранитель отделения изящных искусств, затем директор Румянцевского музея. Инициатор создания Музея изящных искусств имени императора Александра III (ныне Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина). Организовал конкурс на разработку проекта здания музея, с конца 1890-х годов совершал регулярные поездки в европейские страны для заказов слепков наиболее выдающихся скульптурных памятников мировой культуры. Получил на хранение в музее коллекцию древнеегипетских памятников В.С.Голенищева и собрание произведений итальянской живописи дипломата М.С.Щекина. Иван Цветаев стал и первым директором музея, торжественно открытого в 1912 году (на здании музея - мемориальная доска).
Умер Иван Владимирович Цветаев 30 августа 1913 года в доме в Трехпрудном переулке, где он жил и где бывали многие замечательные люди - университетские профессора, искусствоведы, историки. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
***
В 1910 году в этот день родилась Ольга Берггольц – писательница и поэт, автор произведений об обороне Ленинграда.
Родилась Ольга Федоровна Берггольц в Петербурге в семье заводского врача – обрусевшего немца Федора Христофоровича Берггольца. В 1925 году вступила в литературную молодежную группу «Смена». В 1930 году окончила филологический факультет Ленинградского университета и по распределению уехала в Казахстан, где стала работать разъездным корреспондентом газеты «Советская степь».
Вернувшись из Алма-Аты в Ленинград, стала редактором «Комсомольской страницы» газеты завода «Электросила», с которой сотрудничала в течение трех лет. Позднее работала в газете «Литературный Ленинград».
В декабре 1938 года Ольгу Берггольц по ложному обвинению заключили в тюрьму, где она провела полгода и где после пыток родила мертвого ребенка. В декабре 1939 года она писала в своем тщательно скрываемом дневнике: «Ощущение тюрьмы сейчас, после 5 месяцев воли, возникает во мне острее, чем в первое время после освобождения. Не только реально чувствую, обоняю этот тяжелый запах коридора из тюрьмы в Большой Дом, запах рыбы, сырости, лука, стук шагов по лестнице, но и то смешанное состояние... обреченности, безвыходности, с которыми шла на допросы... Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в нее, гадили, потом сунули ее обратно и говорят: «живи».
В годы блокады Ольга Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде. Вера Кетлинская, руководившая в 1941 году Ленинградским отделением Союза писателей, вспоминала, как в первые дни войны к ней пришла Ольга Берггольц. Спросила, где и чем она может быть полезна. Кетлинская направила Берггольц в распоряжение литературно-драматической редакции ленинградского радио. Несмотря на свою личную трагедию, Берггольц нашла в себе мужество стать глашатаем осажденного фашистами Ленинграда, призывая к мужеству измученных, голодающих сограждан.
В это время Берггольц создала свои лучшие поэмы, посвященные блокадному Ленинграду: «Февральский дневник» и «Ленинградская поэма». После войны выходит книга «Говорит Ленинград» о работе Берггольц на радио во время войны. Позже была написана пьеса «Они жили в Ленинграде», поставленная в театре А.Таирова. В 1952 году Берггольц создала цикл стихов о Сталинграде. Новой ступенью в творчестве литератора явилась прозаическая книга «Дневные звезды» (1959), позволяющая понять и почувствовать «биографию века», судьбу военного поколения. В 1960-е годы вышли поэтические сборники: «Узел», «Испытание», в 1970-е - «Верность», «Память».
Умерла Ольга Федоровна Берггольц 13 ноября 1975 года в Ленинграде. Похоронена на Литераторских мостках. Слова Ольги Берггольц «Никто не забыт и ничто не забыто» высечены на гранитной стене Пискаревского мемориального кладбища в Ленинграде.
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»