Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
51 год назад в Москве был открыт памятник Маяковскому
Исторические события дня и памятные даты.
(Казань, 29 июля, «Татар-информ», Нина Нарыкова). 51 год назад в Москве был открыт памятник Владимиру Маяковскому.
29 июля 1958 года на Триумфальной площади в Москве был открыт памятник Владимиру Маяковскому. После того как закончилась официальная часть торжеств, включавшая в себя и «литературный концерт» с участием известных советских поэтов, чтение стихов Маяковского (и своих собственных) «в неофициальном порядке» продолжила собравшаяся на площади молодежь. Спонтанно возникший поэтический вечер на открытом воздухе понравился его участникам, и подобные встречи у памятника Маяковскому стали регулярными.
Поэтические сходки на площади Маяковского (так с 1958 года стала называться Триумфальная площадь) быстро приобрели характер литературной фронды в силу того единственного обстоятельства, что они не были санкционированы ни комсомольскими, ни партийными органами, а стихи, которые читали их участники, не подвергались никакой предварительной цензуре. Позднее «у Маяковского» зазвучали уже не только чисто поэтические выступления: молодежь начала дискутировать на философские и исторические темы, обсуждать текущие политические события. Время от времени случались и политические выступления оппозиционного характера. На площади завязывались знакомства, формировались кружки - не только литературные, но и политические. Многие из тех, кто принимал участие в сходках, стали впоследствии известными диссидентами. На площади бывали Юрий Галансков, Владимир Осипов, Владимир Буковский и другие, чьи имена вошли в историю становления независимой общественности в России.
Власти неоднократно пытались пресечь «несанкционированные сборища». Сходки разгонялись милицией и дружинниками, их участников задерживали, сообщали об их «антиобщественном поведении» по месту учебы или работы. Однако окончательно прекратить встречи удалось лишь в начале 1960-х годов, когда трое активистов «Маяковки» – Владимир Осипов, Эдуард Кузнецов и Илья Бокштейн были арестованы КГБ и осуждены за «антисоветскую пропаганду».
***
В 1981 году в этот день в Соборе Святого Павла в Лондоне состоялось бракосочетание принца Уэльского Чарльза и леди Дианы Спенсер.
29 июля 1981 года – в день бракосочетания Дианы Спенсер и принца Чарльза - началось ошеломляющее превращение застенчивой воспитательницы детского сада (младшей дочери графа Спенсера) в леди с безупречным вкусом. В свадебном платье от британских модельеров Дэвида и Элизабет Эммануэль невеста была похожа на сказочную фею. Юная, красивая, она выпорхнула из золотой кареты и проследовала по красной ковровой дорожке в собор Святого Павла. Следом тянулся усыпанный жемчугом шестиметровый шлейф. Триумфальным шествием в Вестминстерском аббатстве любовались 750 миллионов телезрителей.
Повседневный гардероб 19-летней принцессы был не столь роскошен. Как того и требовали традиции королевского двора, он не выходил за рамки традиционной аристократической моды, безнадежно отставшей от современных тенденций. Но даже консервативные вещи супруга принца носила с королевским достоинством. Ей старались подражать. Модницы всей планеты, вдохновленные примером леди Ди, полюбили гофрированные блузы, прямые платья, юбки в стиле Лоры Эшли, вельветовые брюки для верховой езды и твидовые жилеты, платья с заниженной талией и крупными моряцкими воротниками. Принцесса демонстрировала безупречный английский вкус и идеальное чувство меры: если бриджи, то не слишком экстравагантные, если короткая юбка, то никак не мини. Когда модные журналы обвинили Диану в унылом консерватизме, она призвала на помощь известных английских кутюрье Брюса Олдфилда и Катрин Уолкер. Они превратили Диану в стильную, великолепную, блистательную суперзвезду. От ее нового образа веяло свежестью и современностью. Принцесса Уэльская вышла за рамки древних традиций британской монархии, но была столь изысканно-элегантной, что очарованная общественность закрыла на это глаза.
Судьба леди Дианы многим напоминала сказку о Золушке, хотя, в отличие от сказочной героини, ее история завершилась трагически. В сентябре 1997 года в кабинете Уолкер раздался звонок: Пол Баррел, дворецкий принцессы, попросил модельера создать последний наряд для «королевы сердец» - платье, в котором похоронили Диану. «Это был самый печальный момент моей жизни», - призналась Катрин. Несколькими месяцами раньше леди Ди, будто предчувствуя что-то, заявила: «Одежда уже не так необходима для моей работы, как раньше», и без сожаления продала с аукциона в Нью-Йорке самые прекрасные свои туалеты. Вырученные три миллиона долларов были перечислены на благотворительность.
***
В 1817 году в этот день родился Иван Айвазовский – живописец, мастер морского пейзажа
Иван (Ованес) Константинович Айвазовский родился в Феодосии в семье бедного армянского негоцианта. Еще ребенком он постоянно проводил все свободное время на берегу моря. Рассказывают, что керченский градоначальник А.И.Казначеев, проезжая однажды по Феодосии, увидел мальчика, чертившего что-то на фонарном столбе. Рисунок поразил Казначеева, он посетил родителей будущего художника и принял на себя заботу о развитии его дарования. Живя в доме градоначальника, Айвазовский получил первые сведения о науках.
Ему было 13 лет, когда другая благодетельница юного таланта, Нарышкина, видя недостаточность средств к образованию в далеком губернском городе, направила в Москву к известному художнику Сальватору Тончи рисунок Айвазовского. Тончи принял участие в юном таланте. Он представил рисунок государю, пророчески сказав: «Этот мальчик-чудо изумит иностранцев». Государь разрешил определить Айвазовского пансионером Петербургской академии художеств. Судьба юного художника была решена.
В 1837 году за три морских вида и за картину «Штиль» Айвазовскому присудили Первую золотую медаль и в порядке исключения сократили академический курс на два года, с условием, что за это время он напишет виды крымских городов. Так появились пейзажи Севастополя, Керчи, Ялты, картины «Лунная ночь», «Буря». В Крыму художник был свидетелем морских учений и смог увидеть в действии военные корабли. Под впечатлением от увиденного написал первое батальное полотно - «Высадка десанта у Субаши», затем появились полотна «Наваринский бой» и «Чесменский бой». В 1845 году художник совершает плавание в составе эскадры Ф.П.Литке и создает ряд замечательных произведений живописи.
По возвращении с Балтики он поселился в Феодосии, где построил дом-мастерскую. Здесь были написаны картины, известные во всем мире: «Девятый вал», «Волна», «Черное море». В 1865 году Айвазовский открыл в Феодосии художественную мастерскую и школу, в 1871 году – археологический музей, а в 1880 году - первую в стране картинную галерею на периферии, которая существует и поныне. Умер Иван Айвазовский 2 мая 1900 года в Феодосии. На его могиле, находящейся во дворе старинной армянской церкви, установлен мраморный памятник с надписью: «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память».
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»