Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
47 лет исполнилось бы сегодня Виктору Цою
Исторические события дня и памятные даты.
(Казань, 21 июня, «Татар-информ», Нина Нарыкова). В 1962 году в этот день родился Виктор Цой – рок-певец, лидер группы «Кино».
Виктор Робертович Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде. В 1974-1977 годах посещал среднюю художественную школу, где возникла группа «Палата №6» во главе с Максимом Пашковым. В 1978 году, окончив 8 классов, поступил в художественное училище имени Сергова, откуда перешел в вечернюю школу.
Летом 1981 года была создана группа «Гарин и гиперболоиды», в состав которой, кроме Виктора Цоя, вошли Алексей Рыбин и Олег Валинский. После ухода последнего осенью 1981 года группа была переименована в «Кино» и в нее пришел Юрий Каспарян. Весной 1982 года был записан альбом «45» (всего с 1981 по 1990 год музыканты записали девять альбомов). Первый электрический концерт группы проходил в Ленинградском рок клубе совместно с группой «Аквариум» Бориса Гребенщикова.
Весной 1984 года группа выступила на втором фестивале рок клуба и получила лауреатское звание. Весной 1985 года группа получила звание лауреата на третьем фестивале рок клуба. В 1987 году состоялось последнее выступление на фестивале рок клуба, где группа «Кино» получила приз «За творческое совершеннолетие».
Кроме того, Виктор Цой снялся в фильмах «Конец каникул», «Рок», «Асса» и «Игла». В июне 1990 года группа дала последний концерт в Москве в Лужниках, а рано утром 15 августа 1990 года Виктор Цой на своем автомобиле попал в автокатастрофу на трассе под Ригой. Похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.
15 августа 2002 года в Латвии, на 35-м километре шоссе Слока-Талси, месте гибели Цоя, был установлен памятник. Средства на монумент петербургскому музыканту, лидеру культовой в 1980-х годах группы, были собраны на благотворительных концертах. Памятник, созданный художником Русланом Верещагиным и скульптором Амираном Хабелашвили, создан из черного металла и камня по одной из фотографий музыканта. На пьедестале выбиты слова из песни Цоя: «Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать...».
***
101 год назад, 21 июня 1908 года, умер Николай Римский-Корсаков – композитор, дирижер, педагог.
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в городе Тихвине недалеко от Петербурга. Музыкальные способности мальчика проявились рано, но по семейной традиции в 12-летнем возрасте его определили в Морской корпус в Петербурге.
В 1861 году он завязал тесные творческие связи с кружком Балакирева («Могучей кучкой»), в который входили Кюи, Мусоргский, а несколько позднее - Бородин. Общение Римского-Корсакова с балакиревским кружком было прервано двухлетним кругосветным плаванием, которое послужило источником разнообразных впечатлений, отразившихся в творчестве композитора.
Наиболее значительные произведения раннего периода - симфоническая картина «Садко» и опера «Псковитянка» (1872). В 1871 году Римский-Корсаков был принят в число профессоров Петербургской консерватории, занимал эту должность на протяжении почти сорока лет. Индивидуальность Римского-Корсакова наиболее полно раскрылась в его операх. Они отмечены интересом к истории, быту, поэтическим представлениям и обычаям народа. В них широко использованы мотивы народных былин и сказок, сокровища русского песенного фольклора.
Всего композитор создал 15 опер, среди которых - «Майская ночь» (1879), «Снегурочка» (1881), фантастическая опера-балет «Млада» (1889), опера-колядка «Ночь перед Рождеством» (1895), опера-былина «Садко» (1896), лирические оперы «Боярыня Вера Шелога» (1898, одноактная - пролог к «Псковитянке»), «Царская невеста» (1898), драматическая опера-легенда «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1903), завершающая эпическую линию развития русского музыкального театра. Последняя опера композитора - «небылица в лицах» «Золотой петушок» (1907) - сатира на царское самодержавие.
Из симфонических произведений Римского-Корсакова особенно выделяются «Антар», «Шехерезада», «Испанское каприччио», «Воскресная увертюра». Кроме того, он написал струнные квартет и септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, множество романсов и хоров, несколько небольших духовных произведений. Ему принадлежит «Практический учебник гармонии».
Умер Николай Андреевич Римский-Корсаков 21 июня 1908 года в усадьбе Любенск под Петербургом.
***
В 1925 году в этот день в Москве появились первые такси.
21 июня 1925 года в Москве появились первые такси. Именно этот день принято считать днем рожденья российского такси.
Таксомоторы в Советской России были исключительно государственные, хотя в середине 1920-х годов НЭП был в самом расцвете. Такси быстро понравились горожанам. Во-первых, в то время автомобили были еще в диковинку, а, во-вторых, они стоили дешевле привычных извозчиков.
Первое время в качестве такси работали исключительно иномарки - «Рено», «Форд», «Фиат». Однако после того, как в стране стала появляться своя автомобильная промышленность, таксопарки быстро переориентировали на отечественные машины «ГАЗ-А» и «M-1» («эмка»). Развитие таксопарков в России в 1920-1930 годах шло довольно активно, и в 1935 году в столице бегало уже 500 машин, а в 1939 году - свыше трех тысяч. Однако по сравнению в ведущими европейскими столицами эта цифра была незначительной: в 1925 году в Париже было 16 тысяч такси, а в Лондоне - 8 тысяч.
После окончания Великой Отечественной войны этот вид транспорта в Москве начал быстро развиваться. Тогда же стали использовать и первые «маршрутки». Для этих целей использовали грузопассажирские «ГАЗ-АА» с открытой грузовой платформой, которые перевозили пассажиров с вокзала на вокзал. В 1950-х годах в такси начали работать представительные «ЗИС-110» и более скромные, но тоже комфортабельные для того времени «Победы». В конце 1940-х - начале 1950-х годов все такси стали иметь на своих бортах «шашечки» и зеленые огоньки.
1960-е годы ознаменовались для такси приходом «Волги-21», которые стали на несколько десятилетий главной машиной таксопарков. К 1971 году в Москве было 14200 легковых такси. Они приносили огромную прибыль, и автомобили окупались в течение первого же года службы. В середине 1980-х годов в столице курсировало уже около 20 тысяч такси, которые принадлежали 21 автопарку. Была создана и введена в строй автоматизированная система управления городским таксомоторным транспортом, которая позволяла оперативно связываться с каждой работающей на линии машиной.
В начале 1990-х годов, после экономических реформ, основную роль по перевозке пассажиров взяли на себя «частники». В середине 1990-х годов таксопарки стали возрождаться. Сейчас в Москве зарегистрировано несколько десятков таксомоторных компаний. Самый большой частный таксопарк – «Новое желтое такси».
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»