news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

40 процентов россиян положительно оценивают роль Бориса Ельцина в истории России

(Казань, 3 мая, «Татар-информ»). 40 процентов россиян полагают, что Борис Ельцин сыграл в истории России положительную роль. Таковы данные опроса населения, обнародованного сегодня фондом «Общественное мнение».

В ходе опроса 27-28 апреля на вопросы социологов ответили 1500 жителей 100 населенных пунктов 44 областей, краев и республик России. Участникам опроса предлагалось ответить на вопросы: "Как вы думаете, о каких поступках, деяниях Бориса Ельцина будут вспоминать лет через 50? Чем он войдет в российскую историю?"

Так или иначе ответили на этот открытый вопрос 77 процентов опрошенных. Правда, многие из них не говорили о действиях либо качествах Б. Ельцина, которые, по их мнению, должны оставить наиболее глубокий след в памяти россиян, а ограничились констатацией: он останется в истории как первый Президент России (18 процентов).

Многие говорили о том, что Б. Ельцин запомнится как политик, разрушивший Советский Союз, – как правило, весьма лаконично. Но по некоторым репликам очевидно, что это событие одними воспринимается как прегрешение (таких, похоже, больше), а другими – как заслуга Б. Ельцина: "он сделал много и хорошего, и плохого, запомнится – развал Союза"; "развал СССР, путь к демократии"; "развал СССР, преступник он"; "развал СССР, Россия – свободная страна"; "развал СССР, нищета народа" (12 процентов).

Часто звучал тезис о том, что Б. Ельцин "дал людям свободу": "демократию ввел, свободу печати"; "людям свободнее жить стало"; "человек, который внес в нашу страну нотки демократии"; "переход к демократическому правлению"; "он не разгонял митинги" (9 процентов). Немногим реже – утверждения, что первый Президент "запомнится тем, что развалил Россию" ("как разоритель России"; "как разрушитель страны" – 7 процентов) и "обнищание народа довел до совершенства"; "народ бросил в нищету" (5 процентов).

По 4 процента опрошенных говорили о Б. Ельцине как о реформаторе, который "изменил политическую ориентацию России", и как об инициаторе войны в Чечне, по 3 процента – вспоминали о путче 1991 г. ("на танке его точно запомнят"), о приватизации, введении частной собственности ("дал толчок России для перехода к капитализму"; "развел олигархов в стране"), предрекали, что потомки о Б. Ельцине "говорить будут плохо" и что он запомнится им пристрастием к спиртному.

Некоторые заявляли, что Б. Ельцин "один свалил коммунистический строй"; "покончил с коммунизмом" (2 процента), "сдвинул страну с точки застоя"; "смог хоть как-то вытащить нашу страну из разрухи" (2 процента). Другие связывали его имя с экономическим хаосом, инфляцией, дефолтом (2 процента). Третьи предсказывали, что лет через 50 россияне будут поминать первого Президента "добрым словом", "с хорошей стороны" (2 процента). Четвертые – что "его будут проклинать потомки" (2 процента).

Респонденты утверждали, что в памяти наших соотечественников останутся события октября 1993 г., разгул преступности и коррупции в 90-е годы ("из страны сделал мафиозную структуру"), добровольный уход Б. Ельцина с поста Президента, то, что он "уберег Россию от кровопролития", способствовал восстановлению храмов (по 1 проценту).

Высказывания респондентов о личностных качествах Б. Ельцина, которые должны, по их мнению, сохраниться в памяти россиян, весьма противоречивы: для кого-то он "хороший, добрый, отзывчивый человек" и "хороший руководитель", для кого-то – "самодур" и "дебошир".

За всем этим разнообразием суждений – и сугубо позитивных, и резко критических, и нейтральных, безоценочных – скрывается разделение на две равные группы: 40 процентов российских граждан сегодня полагают, что Б. Ельцин в целом сыграл в истории России положительную роль, 41 процент – что отрицательную (остальные с ответом затрудняются). Среди молодежи, как нетрудно догадаться, сторонники первой точки зрения составляют большинство (44 процента против 33), среди относительно пожилых респондентов – меньшинство (29 против 53). В Москве, других мегаполисах и областных центрах преобладает позитивное мнение об исторической роли Б. Ельцина, в малых городах и селах – негативное.

Конечно, число признающих историческую роль Б. Ельцина положительной не могло не вырасти в дни прощания с первым Президентом России – и потому, что о его заслугах было много сказано, и в силу известных особенностей отечественной культуры, требующей в такие дни уважительного отношения к ушедшим. Но следует учесть, что тенденция к повышению оценки исторической роли Б. Ельцина отчетливо проявилась и ранее. Если осенью 2000 г. признавали эту роль положительной 19 процентов россиян, а отрицательной – 67, то к началу 2006 г. доля первых выросла до 25 процентов, а доля вторых – сократилась до 57. Так что сохраняющееся у многих представителей "политического класса" с конца 90-х годов мнение о едва ли не тотальной непопулярности Б. Ельцина не вполне соответствовало действительности и при его жизни. Тем более – не соответствует теперь.

Разумеется, результаты опроса не дают оснований делать какие-либо прогнозы насчет того, как в действительности будет вспоминаться первый Президент России через десятилетия. Но то, что ни единодушия в оценках, ни равнодушия в отношении к Б. Ельцину в обозримом будущем ожидать не следует, кажется очевидным. Как и то, что забвение Борису Николаевичу не грозит, считают социологи.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100