news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

348 лет назад в Версале состоялась премьера комедии Мольера «Тартюф»

На сегодняшний день комедия поставлена почти всеми театрами мира и сохраняется в репертуаре многих из них.

(Казань, 12 мая, «Татар-информ»). Великий французский комедиограф, создатель целого ряда блистательных пьес, Мольер в своих произведениях умело сочетал пение, музыку и танец с драматургическим действием. Многие его произведения, помимо высоких художественных достоинств, имели также большое общественное значение.

Если в своих ранних комедиях Мольер проводил линию социальной сатиры осторожно, то в 1660-х годах он создал свои лучшие комедии, в которых подверг критике самую верхушку французского общества. Со свойственным ему реализмом и остроумием Мольер обличал пороки, создав настоящую галерею образов скупцов, лицемеров и развратников в поповской рясе или в напудренном парике.

В 1664 году Мольер создал комедию «Тартюф, или Лицемер», в которой высмеивал церковников и духовенство, угнетающих и развращающих французское общество под предлогом нравственного его исправления, этого смертельного врага театра и всей светской культуры. Комедия содержала в первой редакции 3 акта и предназначалась для показа на грандиозном празднике в Версале, к организации которого был привлечен и Мольер.

12 мая 1664 года в Версале состоялась премьера комедии «Тартюф, или Лицемер» Мольера на придворном празднестве «Увеселения волшебного острова», где присутствовал весь свет французского общества. Однако пьеса расстроила праздник и вызвала бурю негодования со стороны «Общества святых даров» – тайной и влиятельной организации аристократов и духовных лиц.

В образе Тартюфа общество усмотрело сатиру на своих членов и добилось запрета пьесы, а против Мольера возник настоящий заговор, который возглавила королева-мать Анна Австрийская. Именно она покровительствовала «Обществу святых даров». Драматурга обвиняли в оскорблении религии и церкви, требуя за это отправить на костер.

Мольеру пришлось долго и много бороться за свою комедию. Он писал на имя короля прошение: «Тартюфам удалось ловко втереться в доверие Вашего величества, и оригиналы добились запрещения копии». Но это ни к чему не привело. Мольеру пришлось переделать пьесу, ослабив резкие места.

В новом виде комедия, имевшая уже 5 актов и названная «Обманщик», была допущена королем к представлению. Но после первого же спектакля в августе 1667 года Мольер получил от Парижского парламента запрет на постановку. Также и архиепископ запретил исполнять и смотреть «еретическую» комедию под угрозой отлучения от церкви. Только через 1,5 года Мольеру удалось добиться снятия запрета с «Тартюфа», он был представлен в третьей редакции, которая дошла и до наших дней. Успех был полным, но попытки запретить пьесу предпринимались и в последующие годы.

Мольеру принадлежит целый каскад блистательных комедий, но именно «Тартюф» создал типаж, ставший бессмертным в веках, имя героя стало нарицательным, а сама пьеса – шедевром мировой драматургии. На русский язык эта комедия была впервые переведена в 1757 году, тогда же состоялось ее первое представление в Санкт-Петербурге. На сегодняшний день комедия «Тартюф» поставлена почти всеми театрами мира и сохраняется в репертуаре многих из них.

По материалам Calend.ru

***Кр

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100