news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

18 лет назад погиб Виктор Цой

Исторические события дня и памятные даты.

(Казань, 15 августа, «Татар-информ», Нина Нарыкова). В 1990 году в этот день в автокатастрофе погиб Виктор Цой – рок-певец, лидер группы «Кино».

Последние годы Виктор Цой снимал дачу в поселке Плиеньциемс в Латвии, приезжал сюда отдыхать. Вот и 15 августа 1990 года он возвращался с лесного озера, где с шести утра был на рыбалке. Цой был за рулем автомобиля «Москвич-2141», который двигался по трассе со скоростью не менее 130 километров в час. В 12 часов 28 минут на 35-м километре трассы Сока – Талси из-за поворота выехал автобус «Икарус», который Цой не заметил. Произошло столкновение. «Москвич» мощным ударом был отброшен метров на 18 и смят в лепешку. Руль согнут, сбиты сиденья, разломан щиток передней панели. Экспертиза показала, что Виктор Цой уснул за рулем, вероятно, от переутомления. Смерть наступила мгновенно, водитель автобуса не пострадал.

Виктора Цоя похоронили утром 19 августа на Богословском кладбище в Ленинграде. В первые дни после его гибели в стране участились случаи самоубийств. В основном это были молодые люди и девушки, еще не достигшие 21 года.

Виктор Цой был не просто певцом, он был легендой поколения, о его группе «Кино» в конце 1980-х знал каждый. Песни Цоя можно было услышать отовсюду - проходя мимо любого дома, входя в любой двор. Он ушел на самом пике своей популярности. Его песни были понятны практически всем. Они были любимы и поклонниками рок-н-ролла, и теми, кто предпочитает року попсу, блатные песни, эстраду и так далее.

Последние два года его жизни складывались для него более чем удачно: колоссальная популярность, съемки в фильмах, много гастролей, в том числе и зарубежных, деньги, наконец, любовь. К тому же на осень 1990 года у Виктора Цоя и его группы «Кино» были запланированы гастроли в Японии.

После его гибели вышел новый альбом (счастливая случайность – в багажнике его автомобиля была обнаружена бобина с записью голоса Виктора, фонограмма не пострадала).

По-прежнему группа «Кино» занимает высокие места в хит-парадах, ее альбомы переиздаются и хорошо расходятся, на песни Цоя делаются самые разнообразные ремиксы. Цоевские песни часто слышны по радио, а песня «Группа Крови» признана лучшей песней ХХ века. 15 августа 2002 года в Латвии, на 35-м километре шоссе Слока-Талси, месте гибели Цоя, был установлен памятник. Средства на монумент были собраны на благотворительных концертах. Памятник, созданный художником Русланом Верещагиным и скульптором Амираном Хабелашвили, создан из черного металла и камня по одной из фотографий музыканта. На пьедестале выбиты слова из песни Цоя: «Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать...».

***

В 1992 году в этот день родился Борис Сичкин, артист эстрады, театра, кино (Буба Касторский в «Неуловимых мстителях»).

Борис Михайлович Сичкин родился в Киеве. В 1937-1941 годах учился в Киевском хореографическом училище, одновременно танцевал в Ансамбле народного танца УССР. В 1941-1946 годах танцевал во фронтовом ансамбле, в 1947-1948 годах – солист Ансамбля песни и пляски Советской Армии имени А.В.Александрова, в 1948-1966 годах - артист Москонцерта. С 1955 года работал в ансамбле литературной и театральной пародии «Синяя птичка» под руководством В.Ю.Драгунского, исполнял интермедии, был автором текстов, балетмейстером; участвовал в работе «закулисного» театра «Крошка» (ЦДРИ).

Балетмейстер многих эстрадных номеров и программ (сценка «Прибыл на каникулы» (первая работа), программ «Невероятно, но факт», «И смех и грех», «30 лет спустя» для джаза Л.О.Утесова (сорежиссер, постановщик сюиты «Эволюция танца»), «Я иду, шагаю по Баку»). Балетмейстер ряда драматических спектаклей: «Свадебное путешествие» (Театр сатиры), «Красные дьяволята» (Драматический театр имени Н.В.Гоголя), «Проснись и пой» (Театр Сатиры). Снимался в фильмах «До свидания, мальчики!», «Неуловимые мстители», «Новые приключения неуловимых» (Буба Касторский), «Варвара-краса, длинная коса», «Бедная Саша», «Марш Турецкого».

В 1979 году эмигрировал в США, снимался в Голливуде. Среди ролей – повар («Свит Лорейн»), рабочий-слесарь («Суперинтендант»), Брежнев («Последние дни», «Никсон»). В последние годы Сичкин был одним из членов редколегии нью-йоркской газеты «Русский Базар». Автор книги «Я из Одессы, здрасьте...». Написал музыку к кинофильму «Плохая квартира». Последние годы жизни провел в доме для семей с невысокими доходами в нью- йоркском районе Куинс. Любимый многими актер умер 21 марта 2002 года в Нью-Йорке.

***

В 1787 году в этот день родился Александр Алябьев – композитор.

Имя Александра Александровича Алябьева, русского композитора и пианиста первой половины XIX столетия, широко известно в истории музыкального искусства. Алябьев – автор опер, балетов, инструментальных сочинений, свыше 180 песен и романсов.

Родился Алябьев в Тобольске, где его отец был губернатором. Первые уроки музыки получил в семье, затем в Петербурге, где занимался игрой на фортепиано и теорией композиции у И.Г.Миллера. Впервые как композитор проявил себя в 1810 году: в печати появился «Новый французский романс с аккомпанементом для фортепиано», два фортепьянных вальса.

Участник Отечественной войны 1812 года. Служил он под командованием поэта-партизана Дениса Давыдова, принимал участие в легендарном взятии Дрездена, где был ранен. После войны остался на военной службе и поселился в Москве. Большое место в творчестве уже известного композитора занимал театр. Одновременно в обеих столицах с успехом прошла премьера его первой комической оперы «Лунная ночь». В январе 1825 года, во время открытия Большого театра, одним из авторов торжественной музыки был Алябьев.

Жизнь музыканта изменило нелепое происшествие в феврале 1825 года. Он был арестован по ложному обвинению в смерти одного из участников карточной игры. Три года провел Алябьев в тюрьме, где продолжал писать музыку. Здесь создан знаменитый романс «Соловей» на слова А.А.Дельвига. Романс, завоевав европейскую известность, стал любимой пьесой в репертуаре колоратурных сопрано, русских и иностранных. Вплоть до начала XX века зарубежные певицы, согласно установившейся традиции, пели «Соловья» на русском языке.

Несмотря на то, что вина композитора так и не была доказана, он был приговорен к лишению дворянства, знаков отличия, чинов и ссылке в Сибирь. В 1831 году Алябьев с большим трудом добился «высочайшего соизволения» на «пользование» Кавказскими минеральными источниками. Поездка на Кавказ не изменила социального положения Алябьева, он по-прежнему ссыльный и по-прежнему под надзором местных властей. С февраля до начала курортного сезона 1832 года композитор жил в Ставрополе, затем переехал в Пятигорск. Из архивных документов известно, что остановился он в доме «умершей майорши Карабутовой», который сохранился до наших дней, с 1980 отмечен мемориальной доской, а с 1997 является отделом музея-заповедника («Дом Алябьева»). Во время пребывания в Пятигорске Алябьев много работал: было положено начало новому большому этапу в творческой деятельности композитора – его занятиям музыкальным фольклором. Алябьеву принадлежат первые в России обработки песен – русских, украинских, цыганских, народов Заволжья, Средней Азии и Кавказа. Одним из первых Алябьев создал романсы на стихи А.С.Пушкина.

Умер композитор 6 марта 1851 года, похоронен на территории Симоновского монастыря, рядом с родителями. К числу его последних произведений относятся романсы на тексты П.Беранже («Нищая») и Н.П.Огарева («Изба», «Деревенский сторож»), которые стали достойным завершением его творческого пути.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100