Спецпроекты
Татар-информ
©2023 ИА «Татар-информ»
Учредитель АО «Татмедиа»
Новости Татарстана и Казани
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
+7 843 222 0 999
info@tatar-inform.ru
18 лет назад патриархом Московским и всея Руси стал Алексий II
Исторические события дня и памятные даты.
(Казань, 7 июня, «Татар-информ», Нина Нарыкова). В 1990 году в этот день патриархом Московским и всея Руси был избран Алексий II.
Патриарх Алексий (в миру – Алексей Михайлович Ридигер) родился 23 февраля 1929 года в городе Таллине (Эстония). В марте 1961 года принял монашеский постриг. С конца того же года носит сан епископа Таллиннского и Эстонского, с 1964 года - сан архиепископа. В 1968 году возведен в сан митрополита Таллинского и Эстонского. В этом сане был управляющим делами Московской патриархии, вошел в состав постоянных членов Священного Синода. В 1986 году стал митрополитом Ленинградским и Новгородским. Ему также было поручено управление Таллиннской и Эстонской епархией. 7 июня 1990 года на Поместном соборе при тайном голосовании получил 166 голосов из 317 и был избран Патриархом Московским и Всея Руси (пятнадцатым по счету за десять веков православия на Руси). 10 июня в Богоявленском соборе состоялась интронизация новоизбранного Патриарха.
Патриарх – доктор богословия, автор около 200 работ на богословские, церковно-исторические, миротворческие и другие темы. Действительный член Российской академии образования, почетный член Петербургской и Московской духовных академий, Критской Православной академии. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, орденом Петра Великого, общественным орденом Минина и Пожарского «Возвеличим Россию» за большой личный вклад в укрепление Российского государства, возрождение духовной силы Отечества; лауреат международной премии «Голубь мира» за неустанную миротворческую деятельность в целях достижения мира и согласия между народами. 9 июня 2005 года Священный Синод Русской Православной Церкви наградил Алексия II Орденом Славы и Чести - в ознаменование 15-летия первосвятельских трудов «на благо Церкви и Отечества». 6 декабря 2005 года Алексию II в храме Христа Спасителя вручена премия «Человек года-2005», учрежденная Русским биографическим институтом.
***
160 лет назад, 7 июня 1848 года, родился Поль Гоген – французский живописец.
Поль Гоген – одна из центральных фигур в художественной жизни Франции последней четверти XIX века. Художник-самоучка, он последовательно испытал на себе влияние импрессионистов, символистов, увлекался японским искусством и работами своих современников, но все это не изменило его творческого лица. Творчество Гогена обычно рассматривается в русле так называемого постимпрессионизма. Гоген прожил бурную жизнь, полную противоречий, периодов горького отчаяния, тяжелой борьбы за существование. Это был человек, поистине одержимый искусством: никакие превратности судьбы не смогли отвлечь его от живописи, от неустанных творческих поисков.
Родился Гоген в Париже в дни Революции 1848 года. Его отец был сотрудником «Насьональ» – газеты умеренно республиканского толка. Изменение политического курса заставило его в 1849 году покинуть родину. На корабле, направлявшемся в Южную Америку, он внезапно умер. Вдова с детьми в 1855 году вернулась во Францию. Старший сын Поль с трудом терпел обстановку закрытых учебных заведений, где он воспитывался. У него была мечта стать моряком.
Семнадцатилетним юношей он нанялся матросом на торговый корабль, затем служил в военном флоте. Вернувшись в Париж, Гоген по протекции опекуна устраивается на должность банковского служащего и вскоре приобретает независимое положение. Весь свой досуг он посвящает искусству, бывает в музеях, занимается в частной академии Коларосси.
Первые работы Гогена, появившиеся на выставках - «Сена у Иенского моста» (1875), «Сусанна» (1880), «Сад под снегом» (1883) - были близки к импрессионизму по манере письма. Но прошло немного времени, и Гоген, увлеченный эстетической программой символистов, придававших особое эмоциональное значение цвету, линии и другим элементам формы, отказывается от характерного для импрессионистов разложения цветов. Его произведениям, написанным в 1887 году, во время поездки на остров Мартинику, свойственно декоративное понимание цвета, кладка краски целыми плоскостями вместо отдельных мазков, подчеркнутая выразительность силуэтов. Это и определяет в сущности стиль Гогена.
В 1888 году художник живет в Бретани. К этому времени он уже оставил службу в банке и предался искусству, невзирая на материальные лишения. Выработанные на Мартинике новые принципы живописи художник пытается приложить к изображению природы и людей французской провинции, хранившей в своем быту многие черты старины. Картины «Видение после проповеди, или борьба Иакова с ангелом», «Натюрморт с щенятами», «Арльское кафе», «Старые девы в Арле» характерны стремлением к обобщению выразительных средств. Некоторые приемы композиции идут в них от японской гравюры. Эта линия поисков развивается в работах 1889-1890 годов: «Прекрасная Анжела», «Стога», «Желтый Христос», «Здравствуйте, господин Гоген!», пронизанных состоянием тоски и усталости. Последнее было вызвано тяжелым душевным состоянием художника, страдавшего от непризнанности и нужды.
В 1891 году Гоген осуществил свою давнюю мечту о поездке на Таити. Жизнь в хижине на берегу моря, среди тропической природы кажется художнику раем. Он много и плодотворно работает, относясь к приютившим его туземцам с искренней теплотой и симпатией. Именно здесь и были созданы знаменитые картины Гогена: «Беседа», «А ты ревнуешь?», «Дух мертвых бодрствует», «Женщина, державшая плод» и другие. В них художник пытается объединить свои реальные наблюдения и поэтизацию жизни человека в природе. В 1893 году, вернувшись во Францию, Гоген устроил выставку своих новых картин, и они вызвали восхищение друзей-художников. Но вкусу буржуазной публики претили сцены «из жизни дикарей», необычная живопись раздражала завсегдатаев салонов.
Через два года художник вновь уехал на Таити. Теперь наряду с такими шедеврами, как «Жена короля», «Семья таитян», он создает ряд картин религиозно-мистического содержания. Это были последние работы Гогена. Его жизнь усложнилась: доброжелательное отношение к нему туземцев встречало резкое противодействие колониальных властей.
Умер Гоген 8 мая 1903 года в нужде, больной, почти ослепший.
***
140 лет назад, 7 июня 1868 года, родился Чарлз Ренни Макинтош – шотландский архитектор и дизайнер.
Чарлз Макинтош родился 7 июня 1868 года в Глазго в семье суперинтенданта полиции. В 16 лет поступил в местную школу живописи. После первого большого успеха с оформлением кафе-кондитерской «Уиллоу» стал ведущей фигурой в движении арт нуво, развив уникальный стиль, заимствовавший элементы готики и шотландской средневековой архитектуры. Макинтош считал, что здание должно быть гармоничным произведением искусства.
В 1897 году Макинтош выиграл конкурс на проект нового здания Школы искусств в Глазго, ставшего его величайшим архитектурным достижением. В самом конце XIX - начале ХХ века архитектор отходит от академической традиции. В его работах появляются чистота линий и символическая насыщенность, характерные для художественной школы Глазго.
Наиболее известная работа, выполненная Макинтошем в 1901 году – проект Дома любителей искусств, принесший ему славу одного из ведущих архитекторов того времени. Участвуя в объединении художников-конструкторов «Четверо», занимался также оформлением интерьера и конструированием мебели. Постройки Макинтоша, среди которых - «Церковь Королевы» (Глазго), два загородных дома «Виндихилл» и «Дом Холма» отмечены гибкостью и изяществом планировки. В них выявлены эстетически выразительные возможности конструкции и строительных материалов.
Макинтош – один из родоначальников стиля модерн, оказавших значительное влияние на развитие рационализма в Великобритании, Германии и Австрии. Ему воздали должное в полной мере хотя бы тем, что не просто включили в число великих мастеров стиля модерн, но и настаивали на его неповторимом, не укладывающемся ни в какие формальные рамки гениальном «шотландском почерке».
Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ. Главное», а также читайте нас в «Дзен»