news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

158 лет назад было основано информационное агентство «Рейтер»

Исторические события дня и памятные даты.

(Казань, 14 октября, «Татар-информ», Нина Нарыкова). В 1851 году в этот день в Лондоне было основано английское информационное агентство «Рейтер» – одно из крупнейших информационных агентств мира.

Основатель агентства «Рейтер» – Пауль Рейтер. Родился в 1816 году в немецком городе Касселе в Центральной Германии. С 13 лет – клерк в банке своего дяди в Геттингене. По некоторым свидетельствам, знал математика и физика К.Ф.Гаусса, успешно завершившего в этот период эксперименты по созданию электрического телеграфа. Видимо, именно тогда у Пауля возникла идея создания телеграфного агентства.

В 1844 году в Берлине он основал небольшую издательскую фирму, вскоре обанкротившуюся из-за вмешательства властей, раздраженных публикацией нескольких политических памфлетов. В 1848 году Рейтер переехал в Париж, где работал корреспондентом ряда немецких газет. Тогда же он предпринял первые попытки наладить передачу новостей в режиме телеграфных сообщений. Рейтер начал с передачи сообщений почтовыми голубями между Брюсселем и Аахеном, а затем использовал для этого франко-бельгийскую телеграфную линию.

В 1851 году, переехав в Лондон, Рейтер открыл вблизи фондовой биржи столицы Великобритании, тогда мирового финансового центра, телеграфную контору, которая передавала телеграммы, в основном коммерческого содержания. Следующим шагом стала передача политических новостей для некоторых газет Европы. С 1858 года агентство Рейтера стало главным поставщиком новостей информации всем крупнейшим лондонским газетам, включая газету «Таймс». Росту авторитета и популярности агентства «Рейтер» способствовали достоверность и оперативность передаваемой информации. Благодаря агентству Европа в 1859 году прочитала речь Наполеона III, предвещавшую австро-итало-французскую войну, в 1865 году узнала об убийстве Авраама Линкольна.
Первыми международными проектами агентства «Рейтер» стали прокладка собственно кабельной сети до побережья Ирландии и создание сети собственных корреспондентов в США для освещения гражданской войны в стране. Воспользовавшись прокладкой трансконтинентального кабеля под водой, Рейтер распространил деятельность своего агентства на Дальний Восток и другие части света, договорившись о разделе сфер влияния с конкурентами – службами новостей Ш.Гаваса во Франции и Б.Вольфа (1811-1876) в Германии. Ни та, ни другая не сохранили свою торговую марку. Агентство Ш.Гаваса было переименовано к концу второй мировой войны, а агентство Б.Вольфа нацисты экспроприировали еще в 1933 году.

В 1871 году князь Саксен-Кобург-Гота Эрнcт ІІ пожаловал Рейтеру титул барона. В 1878 году Рейтер отошел от дел, передав руководство агентством сыну Херберту Рейтеру (1847-1915), который успешно продолжил дело отца. После смерти Херберта агентство перестало быть только семейным предприятием, превратившись в крупнейшую акционерную компанию информационного направления.
***

В 1165 году в этот день был построен храм Покрова на Нерли.

Храм Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества и вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Храм стоит на небольшом холме, на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму. Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют поэмой, запечатленной в камне.

Храм Покрова на Нерли по лаконичности и совершенству форм сравнивают с древнегреческими храмами. Исторические источники связывают его возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе погиб молодой князь Изяслав – сын князя Андрея Боголюбского. В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм.

По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары. Храм был посвящен празднику Покрова Богородицы. Место для церкви – пойменный луг при впадении Нерли в Клязьму – указал сам князь Андрей Боголюбский. Так как здесь каждую весну разливалось широкое половодье, специально под храм было сооружено высокое основание – искусственный холм из глины и булыжного камня, в котором были заложены фундаменты будущей постройки. Снаружи этот холм был облицован белокаменными плитами. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам. Когда-то здесь была пристань, где причаливали шедшие по Клязьме речные суда.

Конструктивно храм Покрова на Нерли чрезвычайно прост – это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырехстолпный храм. Но строители церкви сумели воплотить в нем совершенно новый художественный образ. От более ранних владимирских храмов храм Покрова на Нерли отличается изысканностью пропорций, предельной ясностью и простотой композиции. Здесь нет царственности владимирского Успенского собора, нет мужественной величавости Дмитриевского собора.
Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли – это воплощенная победа духа над материей. С помощью удачно выбранных пропорций, форм и деталей зодчим удалось преодолеть тяжесть камня, создать впечатление невесомости, устремленности ввысь. Всеми доступными приемами неизвестные архитекторы постарались придать своему сооружению ощущение движения. В значительной мере это достигается спокойным равновесием и симметрией здания, а также множеством оригинальных строительных находок. Например, практически невозможно заметить, что стены церкви слегка наклонены внутрь и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания.

Этой же цели служит большое количество бросающихся в глаза вертикальных линий – удлиненные колонки аркатурного пояса, узкие высокие окна, вытянутый барабан купола. Луковичная глава в 1803 году сменила древний шлемовидный купол. Стены храма украшает традиционная для владимиро-суздальского зодчества белокаменная резьба. На всех 3 фасадах повторяется одна и та же композиция: царь Давид-псалмопевец, сидящий на троне. По обеим сторонам от него симметрично расположены два голубя, а под ними – фигуры львов. Еще ниже – три женские маски с волосами, заплетенными в косы. Такие же маски помещены и на боковых частях фасада – храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмах той эпохи.
Археологические раскопки позволили установить, что первоначально храм с 3 сторон опоясывала открытая белокаменная галерея, вымощенная яркими майоликовыми плитками. В юго-западном углу галереи находилась лестница, ведущая на хоры. Галерея опиралась на резные белокаменные столбы, а ее парапет украшали многочисленные резные камни, изображавшие грифонов и других мифических животных. Среди них выделялись изображения поднявшихся в прыжке барсов – эмблема владимирской княжеской династии.

Внутреннее пространство церкви подчинено той же идее – движению ввысь. 4 столба, на которые опираются своды, слегка суживаются кверху, зрительно увеличивая тем самым высоту храма. Высоко над головой парит полный света купол. Некогда в нем помещалось изображение Христа-Пантократора, окруженного архангелами и серафимами, а стены храма покрывал пестрый ковер фресок, которому вторил цветной майоликовый пол.
Древняя живопись, пострадавшая за семь веков, была окончательно уничтожена в 1877 году во время очередного «поновления» храма. Но, несмотря на все утраты, храм Покрова на Нерли сохранил главное, к чему стремились создававшие его зодчие. Изящество форм, грация силуэта, резная декорация преодолевают тяжесть камня. Рельефы складываются в целую систему, декоративную и философскую. Это выдающееся произведение русских мастеров получило всемирную известность и признание, став своеобразной «визитной карточкой» России.
***

В 1926 году в этот день в лондонском издательстве «Methuen&C°» вышла книжка Алана Милна «Винни-Пух».

Известный юморист и драматург начал сочинять ее после того, как 21 августа 1921 года подарил своему сыну Кристоферу Робину на день рождения набитого опилками медвежонка.

Одна глава появилась в газете в канун Рождества 1925 года, но за праздничной суетой на нее не обратили внимания. Спустя два года появилась книга «Дом на Пуховой опушке».
Приключения Винни и Кристофера Робина стали любимым чтением многих поколений детей, они переведены на 25 языков (в том числе на латынь), изданы десятками миллионов экземпляров.

В 1958 году английскую детскую энциклопедию просматривал Борис Заходер. «Это была любовь с первого взгляда: я увидел изображение симпатичного медвежонка, прочитал несколько стихотворных цитат – и бросился искать книжку».

Благодаря пересказу Бориса Заходера «Винни-Пух и Все-все-все», а затем и фильмам студии «Союзмультфильм», где мишку озвучивал Евгений Леонов, Винни-Пух стал очень популярен и у нас в стране.
 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100