news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

157 лет назад в России была установлена первая публичная рождественская елка

Исторические события дня и памятные даты.

(Казань, 7 января, «Татар-информ», Нина Нарыкова). В 1852 году в этот день в Санкт-Петербурге в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала впервые была наряжена рождественская елка.

В языческие времена новый год на Руси праздновали 1 марта. В этот день славяне старались умилостивить своих богов, украшая вишневое дерево свечами и разными подношениями. С 988 года, после принятия христианства, новый год стали праздновать в Симеонов день – 1 сентября. И только с 1700 года наши предки стали отмечать его в январе.

Петр I, еще в молодые годы гостивший на Рождество у своих немецких друзей, был приятно удивлен, увидев странное дерево. Вроде бы ель, но на ней вместо шишек – яблоки и конфеты. Будущего царя это позабавило, и он незамедлительно ввел в России обычай на Рождество украшать хвойное дерево разного рода игрушками и яствами, а также зажигать свечи и фейерверки.

Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещенной Европе: «Считать новый год не с первого сентября, а с первого января 1700 года. И в знак того доброго начинания и нового столетнего века веселить друг друга и поздравлять с новым годом. По знатным и проезжим улицам у ворот учинить украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых».

Елка в Германии считалась символом вечной молодости и силы. Кстати, тогда елки подвешивались к потолку макушкой вниз, только позднее их стали укреплять на полу. Постепенно традиция приносить в дом елку распространилась по всей Европе. Сначала елки появлялись только в домах богатых людей. Обычай же повсеместно устанавливать в домах елки появился около 150 лет назад. Именно тогда вечнозеленые красавицы стали каждый год устанавливать в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России. Достоянием же простого люда елка стала лишь во второй половине XIX века.

Хотя старонемецкий обряд был языческим и восславлял лесных духов, образ рождественской елки очень хорошо вписался в христианскую религию. Елочные украшения, сладости и фрукты символизировали дары, принесенные маленькому Христу. А свечи напоминали об освещении той обители, в которой останавливалось святое семейство. К тому же на верхушку дерева всегда вешали украшение, которое символизировало Вифлеемскую звезду, взошедшую с рождением Иисуса и указавшую дорогу волхвам. В результате скромное дерево стало символом Рождества.

Первая публичная елка в России была установлена в 1852 году в Петербурге, в большом зале Екатерининского вокзала при скоплении людей. Первую общественную елку при советской власти устроили в Михайловском артиллерийском училище 31 декабря 1917 года, также в «северной столице». Однако в дальнейшем новая власть запретила все церковные обряды, а вместе с ними – и елку. Только спустя 18 лет разрешили восстановить этот обычай. Правда, теперь вместо Рождества елку стали ставить на Новый год и назвали новогодней.

В 1935 году был организован первый новогодний детский утренник с наряженной лесной красавицей. А в канун нового 1938 года в Колонном зале Дома союзов поставили огромную 15-метровую елку с 10 тысячами украшений и игрушек, ставшую с тех пор традиционной и называвшуюся позднее главной елкой страны. С 1976 года главной это звание стала носить елка в Кремлевском Дворце съездов, с 1992 года – в Государственном Кремлевском дворце.

***

В 1726 году в этот день состоялось официальное открытие Императорской академии наук в Санкт-Петербурге.

Петр I видел, что России многого недостает в отношении развития наук и промышленности, что и привело его к мысли о необходимости учредить в России Академию наук. Уже в 1718 году Петр I на одном из докладов сделал такую резолюцию: «Сделать академию, а ныне приискать из русских, кто учен и к тому склонность имеет, также начать переводить книги юриспруденции».

Намерение Петра учредить Академию особенно окрепло после избрания его членом Парижской академии наук. В ответ на избрание император писал: «Мы ничего больше не желаем, как чтоб через прилежность, которую мы будем прилагать, науки в лучший цвет привесть, себя, яко достойного вашей компании члена, показать». Резолюция Петра I об учреждении Академии наук последовала 22 января 1724 года.

Открытие Академии состоялось после смерти Петра I, при Екатерине I, в ноябре 1725 года в Санкт-Петербурге. Официальным днем открытия Императорской академии наук считается 7 января 1726 года, когда Екатерина устроила торжественный прием академикам. Если принять во внимание, что ко времени открытия Санкт-Петербургской Академии наук в России не было достаточно подготовленных ученых, которые могли бы занять место академика, становится понятным, что штат адъюнктов и первых академиков формировался, главным образом, из иностранцев.

Выбор и назначение первых академиков производились при ближайшем содействии и рекомендации одного из образованнейших людей того времени - знаменитого философа, математика и физика Христиана Вольфа. В числе первых академиков были такие выдающихся ученые, как знаменитый математик Даниил Бернулли и один из величайших математиков XVIII века Леонард Эйлер. Однако вскоре ведущее место заняли ученые, воспитанные в самой АН. Уже к 1731 году были назначены 5 профессоров из адъюнктов. Первый русский адъюнкт - В.Е.Адодуров, первый профессор из уроженцев России - Г.В.Рихман, первые русские профессора - М. В.Ломоносов и поэт В. К.Тредиаковский.

Во второй половине XVIII века выдвинулись русские академики: натуралисты и путешественники С.П.Крашенинников, И.И.Лепехин, Н.Я.Озерецковский, В.Ф.Зуев, математик С.К.Котельников, астрономы Н.И.Попов, С.Я.Румовский, П.Б.Иноходцев, химик Я.Д.Захаров, минералог В.М.Севергин.

***

92 года назад, 7 января 1916 года, состоялся первый полет летающей лодки – гидросамолета «М-9» авиаконструктора Дмитрия Григоровича.

В первых рядах покорителей воздушного пространства стоят имена русских изобретателей, среди которых почетное место принадлежит создателю первого в истории авиации гидросамолета - русскому конструктору Дмитрию Павловичу Григоровичу. Будучи студентом Киевского политехнического института, Дмитрий Григорович увлекся авиацией. В институте в это время был создан авиационный кружок, в работе которого Григорович принимал самое активное участие.

Окончив Киевский политехнический институт, Григорович занялся постройкой первого спортивного самолета, который он назвал «Г-1». Близ институтских зданий Григорович приспособил сарай под сборку машины. Детали самолета изготовлялись конструктором в его квартире.

Вскоре Григорович переехал из Киева в Петербург, где в это время появилось авиационное общество «Первое российское товарищество воздухоплавания». Задачей общества являлось развитие отечественной авиации. Григорович охотно принял предложение занять пост технического директора и главного конструктора завода товарищества.

Молодой инженер увлекся идеей создания конструкции самолета типа «летающей лодки». Идея создания гидросамолета возникла у Григоровича не случайно. Россия, омываемая многими морями и океанами, богатая реками и озерами, нуждалась в самолете, который мог бы использовать в качестве взлетной и посадочной площадки водные пространства. В начале 1913 года был спроектирован первый в мире гидросамолет «М-1». За ним в том же году появились самолеты «М-2» и «М-4». Широкую известность принес Григоровичу гидросамолет «М-5».

Летающая лодка обладала весьма высокими летными характеристиками, хорошими мореходными качествами. Поэтому она была немедленно принята на вооружение. Самолет «М-5» прослужил более 7 лет. В конце 1915 года на испытания была представлена еще более совершенная и обладавшая большей грузоподъемностью летающая лодка «М-9», по схеме и конструкции являвшаяся дальнейшим развитием гидросамолета «М-5». Поднимающие от 300 до 500 килограммов полной нагрузки и развивающие скорость до 110 километров в час, летающие лодки «М-5» и «М-9» с двигателями мощностью 100-150 лошадиных сил широко использовались в русском флоте. Успеху этих гидросамолетов способствовали простота их пилотирования, устойчивость в полете и хорошая мореходность - обе летающие лодки могли эксплуатироваться при волне высотой 0,5 метра и при движении на плаву имели хорошую управляемость благодаря обдуву руля направления потоком от воздушного винта. Самолеты «М-5», «М-9» и их более поздняя модификация «М-20» участвовали в гражданской войне и после окончания ее довольно длительное время состояли на вооружении советской морской авиации.

За свою 30-летнюю деятельность в авиации Дмитрий Григорович создал свыше 60 типов самолетов, из них 38 типов машин строились серийно. Ему принадлежит и идея создания первого в мире истребителя с убирающимся в воздухе шасси.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100