news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

151 год назад в Петербурге был освящен Исаакиевский собор

Исторические события дня и памятные даты.

(Казань, 11 июня, «Татар-информ», Нина Нарыкова). 11 июня 1858 года в Санкт-Петербурге был освящен Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор – выдающийся памятник архитектуры позднего классицизма, до Октябрьской революции - главный кафедральный собор Санкт-Петербурга. С 1937 года - историко-художественный музей.

Собор строился около 150 лет. Его сооружение прошло через все царствования новой русской истории, начиная с императора Петра І и заканчивая Александром II. Начало возведения Исаакиевского собора почти совпадает с основанием Санкт-Петербурга. Поручив столицу милости пресвятой живоначальной Троицы и молитвенному охранению святых апостолов Петра и Павла, Петр І решил особенным образом почтить преподобного Исаакия Далматского, в день святой памяти которого он родился. Но из-за множества работ, которые начал император одновременно, он приступил к исполнению своего намерения только в 1710 году. Тогда впервые возникла в Сант-Петербурге церковь во имя преподобного Исаакия Далматского.

Позже Исаакиевскую церковь возвели в камне на другом месте, а в 1768-1802 годах шло строительство третьего Исаакиевского собора (архитекторы Антонио Ринальди, Винченцо Бренна), которое так и не было закончено.

В 1818-1858 годах по проекту Огюста Рикара де Монферрана был возведен существующий ныне Исаакиевский собор. Торжественная церемония освящения храма состоялась 11 июня (30 мая ст.ст.) 1858 года. В тот день площадь перед собором, соседние улицы и даже крыши ближайших домов были переполнены верующими. В великолепном кортеже проследовали к храму император Александр II и весь двор. Вокруг собора были выстроены войска в полной парадной форме. Городское духовенство в белых с золотом одеяниях участвовало в крестном ходе от Исаакиевского собора к Казанскому и обратно. Церемония освящения началась в 9 часов утра и завершилась около 4 часов пополудни. Исаакиевский собор был провозглашен кафедральным собором Русской православной церкви.

Исаакиевский собор – одно из крупнейших в мире купольных зданий (диаметр купола составляет 21,8 метра). Кроме впечатляющих архитектурных и инженерных решений, связанных с куполом и установкой монументальных колонн весом около 100 тонн каждая, собор интересен своим художественным убранством, широко представляющим русское изобразительное искусство того времени. Он украшен декоративной скульптурой, выполненной в технике гальванопластики, открытой в 1838 году. Для его отделки использовано около 20 видов декоративного и поделочного камня - порфир, малахит, ляпис-лазурит, различные сорта мрамора, что дает право считать собор музеем цветного камня.

В оформлении храма принимали участие выдающиеся живописцы и скульпторы Карл Брюллов, Федор Бруни, Петр Басин, Василий Шебуев, Иван Витали, Николай Пименов, Петр Клодт. Общая площадь мозаичного убранства – около 600 квадратных метров. Развернутая в соборе музейная экспозиция посвящена строительству и реставрации этого выдающегося памятника архитектуры, а также особенностям монументального и декоративного убранства.

Сегодня музей-памятник Исаакиевский собор является одним из лучших кафедральных соборов Европы и одним из самых посещаемых музеев Санкт-Петербурга. В 1988 году, впервые после долгого перерыва, в соборе была проведена служба, приуроченная к празднованию в России тысячелетия принятия христианства.

***

В 1982 году в этот день умер Анатолий Солоницын – актер, заслуженный артист РСФСР.

Анатолий Алексеевич Солоницын родился 30 августа 1934 года в городе Богородске Горьковской области. Настоящее имя – Отто, в честь руководителя полярной экспедиции челюскинцев Отто Шмидта. Но во время войны мальчик отказался от немецкого имени и потребовал, чтобы его звали Толиком.

Три раза пытался Солоницын поступить в ГИТИС, и трижды его не принимали «ввиду профнепригодности». В 1960 году окончил студию при Свердловском драматическом театре. В 1960-1972 годах - актер театров Свердловска, Минска, Новосибирска, Таллина, в 1972-1976 годах - театра имени Ленсовета. В кино начал сниматься с 1964 года.

В 1966 году он сыграл главную роль в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Эта роль принесла ему мировую известность. Солоницын становится профессиональным киноактером. Неизменно снимается в лучших лентах Андрея Тарковского «Солярис» (1972), «Зеркало» (1974), «Сталкер» (1979). Блистательно исполняет роль Рыбника в дилогии «Легенда о Тиле» (1976) режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова. Одна из лучших ролей в кино - в фильме «Восхождение» Ларисы Шепитько.

Всего Анатолий Солоницын снялся более чем в 30 фильмах. В 1981 году удостоился звания заслуженного артиста РСФСР, а также «Серебряного медведя» на Берлинском фестивале за лучшую мужскую роль в картине «26 дней из жизни Достоевского» (режиссер Александр Зархи).

Умер 11 июня 1982 года после тяжелой болезни. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Жизни и творчеству замечательного актера Анатолия Солоницына посвящена книга «Я всего лишь трубач», написанная его братом.

***

В 1910 году в этот день родился Жак Ив Кусто – французский океанограф, зачинатель подводных исследований и киносъемок.

Жак Ив Кусто родился во французском городке Сан-Андре. Мечтал о военно-морской карьере. В 1933 году успешно окончил Французскую морскую академию, получив звание лейтенанта. Однако вскоре после окончания академии Кусто попал в тяжелую автомобильную катастрофу. Ее последствия были ужасающими для Кусто: множество переломанных ребер, смещение позвонков, пробитое легкое, парализованные руки. Карьера лейтенанта военно-морской авиации для Кусто была закончена.

Во время долгого периода реабилитации Кусто неожиданно для самого себя изобрел очки для подводного плавания. Это открытие вдохновило его, и через некоторое время свет увидело новое изобретение Кусто – акваланг, над ним он работал совместно с Эмилем Ганьяном.

До создания акваланга Жаком Кусто уже существовало множество действующих автономных водолазных устройств, но при их использовании было невозможно достаточно долго находится под водой. Кусто мечтал передвигаться свободно и оставаться под водой в течение длительного времени. С этой проблемой Кусто обратился к инженеру одной из военных фирм Эмилю Ганьяну. Результатом их совместной работы стало устройство для дыхания, превосходно работающее при любом положении человека в воде: вниз головой или горизонтальном. Кусто и Ганьян так верили в него, что подали заявку на патент. Они назвали свое изобретение «аквалангом».

Уже в 1946 году было начато промышленное производство аквалангов, ставших популярной и доступной спортивной принадлежностью. Увлечение Кусто подводным плаванием и исследованиями океанских глубин натолкнуло его и на другие открытия: он придумал «ныряющее блюдце» - маленькую, маневренную подводную лодку, несколько видов видеокамер для подводной съемки, другие океанологические «мелочи».

Еще в военные годы Кусто начал заниматься подводными съемками и созданием научно-познавательных документальных фильмов на базе собственных материалов. В 1950 году он приобрел списанный британский миноносец и переделал его в плавучую исследовательскую лабораторию, которая стала всемирно известна как "Калипсо". Именно на этом легендарном судне Кусто и его команда не раз совершали кругосветные путешествия, исследовали морскую флору и фауну, делали уникальные записи, съемки, фотографии.

В 1953 году Кусто приобрел мировое признание и как литератор. Он выпустил свою первую книгу «Безмолвный мир». Через 2 года эта книга была экранизирована, и фильм получил две высшие кинематографические награды - Золотую пальмовую ветвь на Каннском фестивале 1957 года и «Оскара». Второго «Оскара» получил фильм «Золотая рыбка».

В 1956 году Жак Ив Кусто занял пост директора Океанографического института и музея в Монако. В начале 1960-х годов провел ряд исследований континентального шельфа в подводных лабораториях. Во время экспериментов, носивших название Коншельф I, II и III, люди продолжительное время жили и работали под водой, на большой глубине.

В то же время Кусто продолжал выступать в качестве продюсера и героя телевизионных фильмов о подводном мире. Один из наиболее известных его фильмов – документальный сериал «Подводный мир Жака Кусто», хроника путешествий и исследований – пользуется огромным успехом у телезрителей во всем мире.

Скончался знаменитый океанограф Жак Ив Кусто в Париже 25 июня 1997 года.
 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100