news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

135 лет назад на сцене Большого театра состоялась премьера «Лебединого озера»

Трудно поверить, но премьера единственной прижизненной постановки композитора успеха не имела.

(Казань, 4 марта, «Татар-информ»). 4 марта 1877 года на сцене Большого театра состоялась премьера балета Петра Чайковского «Лебединое озеро». Авторами либретто были директор московских театров Владимир Бегичев и артист балета Василий Гельцер, а постановщиком – балетмейстер Вацлав Рейзингер.

Трудно поверить, но премьера единственной прижизненной постановки композитора успеха не имела. Это был почти провал. Среди причин специалисты называют слабую хореографию, которая в конечном счете и определила общее холодное восприятие спектакля публикой и критикой.

Лишь спустя восемнадцать лет, уже в Санкт-Петербурге, в хореографии Петипа и Иванова «Лебединое озеро» потрясет и зрителей, и критиков. С тех пор «Лебединое озеро» стало классикой мировой хореографии и главным спектаклем лучших балетных сцен мира.

Версия Петипа-Иванова стала классической. Она лежит в основе большинства последующих постановок «Лебединого озера», кроме крайне модернистских. Чаще всего используется каноническая хореография белого акта и «черный» Pas d’action Мариуса Петипа.

Но влияние петербургской постановки на всю последующую судьбу балета гораздо шире простого повторения отдельных ее элементов. В ней были заложены основные традиции, определяющие подход новых балетмейстеров к авторскому тексту П.И.Чайковского.

Свободный пересмотр либретто и столь же свободная перекомпоновка партитуры с пополнением ее фрагментами небалетной музыки Чайковского прочно вошли в театральный обиход. На сегодняшний день из всех существующих редакций балета едва ли найдутся хотя бы две, имеющие полностью одинаковые театральные партитуры.

***Кр

По материалам Calend.ru

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100