news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

130 лет назад родился Борис Кустодиев

Исторические события дня и памятные даты.

(Казань, 7 марта, «Татар-информ», Нина Нарыкова). 130 лет назад, 7 марта 1878 года, родился Борис Кустодиев – русский художник.

Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани в семье преподавателя духовной семинарии. Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, юный Кустодиев был потрясен. Он твердо решил стать художником.

Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Занимаясь в мастерской И.Е.Репина, он много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира.

Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета». Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева-портретиста. В 1906 он стал членом объединения «Мир искусства».

Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где рождались его знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане - «русские Венеры»). Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф.И.Шаляпина) подобны красочным снам о старой России. Кустодиев смело «мешал все стили и жанры»: портрет и пейзажи, сказочные фантазии, гротеск и бурлеск, истинную монументальность с карикатурой, широту декоративного чувства с педантичной «этнографией».

Сам художник говорил: «Меня называют реалистом. Какая глупость! Все мои картины - сплошная иллюзия...».

Революцию Кустодиев тоже воспринял карнавально, в духе яркого народного лубка («Большевик»). Хотя в 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, он продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации («Леди Макбет Мценского уезда» Н.С.Лескова; «Русь» Е.И.Замятина) и сценографии («Блоха» Замятина в МХТ). Умер Борис Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927 года.

***

В 1960 году в этот день в СССР была сформирована первая группа космонавтов.

Вскоре после запусков первых искусственных спутников Земли, летательных аппаратов с живыми существами стало очевидно, что в нашей стране созданы все необходимые научно-технические предпосылки для полета человека в космос. Ученые и конструкторы космических систем во главе с С.П.Королевым приступили к решению проблемы пилотируемых космических полетов. В мае 1958 года С.П.Королев рассмотрел предложения проектного отдела, возглавляемого М.К.Тихонравовым, о создании тяжелого спутника для полета человека в космос. 5

5 января 1959 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О медицинском отборе кандидатов в космонавты», а 22 мая 1959 года появилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О подготовке человека к космическим полетам». Критерии отбора: возраст до 35 лет, рост не более 175 сантиметров, вес - до 75 килограммов, отличное здоровье. Сам же набор начался в августе 1959 года. По авиачастям были направлены группы врачей (по два человека) Института авиационной медицины, которые начали «бумажную» часть отбора - просмотр медицинских книжек летчиков. Всего были просмотрены медицинские книжки трех с половиной тысяч человек. По медицинским показателям, служебным характеристикам и по соответствию критериям отбора для собеседования отобрали всего 347 человек. Одним из основных принципов, которым руководствовались комиссии, являлся принцип строгой добровольности.

На собеседовании, по воспоминаниям космонавтов, многим задавали ставшим знаменитым вопрос: «На новой технике полетать хотите?». Несмотря на то, что цель отбора знали только командиры дивизий, почти все догадывались, о какой технике идет речь. Но открыто об этом не говорилось, кандидатам даже не разрешалось разглашать сам факт собеседования. Согласившихся кандидатов ждал первый этап медицинского обследования, который проводился обычно в гарнизонном госпитале. Следующий этап отбора начался в октябре 1959 года. Кандидатов вызывали в Москву, на стационарное обследование в Научно-исследовательский авиационный госпиталь (НИАГ), проходившее в два этапа: клиническое обследование в объеме врачебной экспертизы лиц летного состава истребительной авиации и психофизиологическое обследование. Кроме всевозможных анализов и осмотров кандидатов подвергали так называемым «нагрузочным пробам» - выдерживали в барокамере, крутили на центрифуге, проверяли устойчивость организма к гипоксии и перегрузкам. Окончательное экспертное медицинское заключение выносила Главная медицинская комиссия. 11 января 1960 года было принято решение о создании Центра подготовки космонавтов: начальник Главного штаба ВВС К.А.Вершинин подписал директиву «О формировании штатов Центра подготовки космонавтов». В документе оговаривалось планируемое число космонавтов - 20 человек.

К февралю 1960 года этап психофизиологического обследования успешно прошли лишь 29 человек, ставшие финалистами отбора. После мандатной комиссии кандидаты вновь разъехались по своим гарнизонам в ожидании вызова в Москву. 3 марта 1960 года появился приказ МО СССР «Временное положение о космонавтах», на основании которого определялись статус и обязанности космонавта. В марте 1960 года в Центр прибыли первые двадцать будущих космонавтов из числа военных летчиков, а через год состоялся первый в мире полет в космос Юрия Гагарина.

***

В 1992 году в этот день умер Асаф Мессерер – артист балета, балетмейстер и педагог, народный артист СССР.

Асаф Михайлович Мессерер родился в Вильнюсе 19 ноября 1903 года. Танцу обучался в 1918-1919 годах в Москве в студии М.М.Мордкина, в 1919-1921 годах - в Московском хореографическом училище, по окончании которого до 1954 года был ведущим солистом Большого театра. Исполнял главные партии в большинстве балетов классического наследия, особенно требующих виртуозной техники или комедийного дарования. Иногда предлагал собственную, подчас чуть ироническую трактовку образов. Искусство Мессерера способствовало расширению возможностей мужского танца, обогатило и усложнило лексику балетных спектаклей. Среди лучших партий: Колен («Тщетная предосторожность» Гертеля), Базиль («Дон Кихот» Минкуса), Филипп («Пламя Парижа» Асафьева), Акробат («Красный мак» Глиэра), Петрушка («Петрушка» Стравинского). Много выступал также в современных постановках: Тибул («Три толстяка» Оранского, 1935), Принц («Золушка» Прокофьева). Поставил ряд танцевальных номеров, в том числе «Футболиста» (на музыку А.Н.Цфасмана), который пользовался особенным успехом. Мессерер много работал над возобновлением классических балетов («Лебединое озеро» П.И.Чайковского). Впоследствии занимался преподаванием, получил международную известность как педагог классического танца. Вел класс ведущих артистов в Большом театре, в 1960-х годах работал в труппе М.Бежара в Брюсселе. Умер Мессерер в Москве 7 марта 1992 года.

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100