news_header_top_970_100
16+
news_header_bot_970_100
news_top_970_100

125 лет назад родился Габдулла Тукай

Тукай происходил из семьи простого муллы.

(Казань, 26 апреля, «Татар-информ»). Выдающийся татарский народный поэт, литературный критик, публицист и переводчик Габдулла Тукай (паспортное имя - Габдулла Мухамедгарифович Тукаев) родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской губернии.

Тукай происходил из семьи простого муллы. Его отец — Мухамедгариф Мухамедгалимов, уроженец деревни Кушлауч, мать Бибимамдуда - этническая башкирка.

Когда ему исполнилось 4,5 месяца, он лишился отца, а в возрасте 4 лет стал круглым сиротой. В 1892-1895 гг. он живет в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауч. Здесь Габдулла начал приобщаться к трудовой крестьянской жизни, испытал ее радости и горести, стал учиться, и, как он сам потом признавался в своих воспоминаниях, Кырлай открыл ему глаза на жизнь. Действительно, впечатления кырлайского периода оставили в памяти и творчестве поэта неизгладимый след любви к родной земле и ее простым, чистосердечным людям (действие поэмы «Шурале» происходит именно в этой деревне).

В дальнейшем детство Габдуллы продолжалось в городе Уральске. Будучи взятым туда в семью купца Галиаскара Усманова, где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в медресе прогрессивно настроенной семьи меценатов Тухватуллиных, одновременно посещая русский класс и проявляя высокую одаренность в учебе.

После начала революции 1905 года в Уральске появились первые татарские газеты и журналы «Фикер» ("Мысль"), «Аль-гаср аль-джадид» ("Новый век"), «Уклар» ("Стрелы"). Тукай сотрудничает в них и выступает с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые революцией. Он участвует в прошедших волной по городу демонстрациях.

К 1908 году в творчестве Тукая возникает целый цикл замечательных поэтических и очерково-публицистических произведений, в которых исчерпывающе ясно выражено отношение к народу. Такие его стихотворения, как «Осенние ветры», «Гнет», «Дача» (1911), «Чего не хватает сельскому люду?» (1912), «Надежды народа…» (1913), его близкая дружба с Хусаином Ямашевым (1882-1912) и стихотворение, посвященное его памяти («Светлой памяти Хусаина», 1912), ярко свидетельствуют о том, что поэт питал искреннее сочувствие к своим современникам — борцам за народное дело и благоговел перед их неподкупной человеческой совестью и духовным благородством.

Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911-1912 гг. он совершает путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года Тукай пароходом приезжает в Астрахань. Там он встречается с азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым, сосланным туда за революционную деятельность в родном краю. Весной 1912 года Тукай решается на более значительное путешествие по маршруту Казань - Уфа - Петербург. В Уфе он встречается с М.Гафури. Эта встреча оставляет глубокий след в жизни обоих народных писателей, укрепляет их симпатии друг к другу. В Петербурге Тукай встречается с Муллануром Вахитовым, впоследствии видным революционером.

Последние годы жизни и деятельности Тукая свидетельствуют о том, что писатель, все ближе постигая народную действительность, резко ощущал разлад с враждебным народу обществом и беспощадно осуждал все то, что могло бы лечь тенью на его гражданскую совесть.

2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало. Он ушел из жизни в расцвете своего таланта.

Габдулла Тукай был похоронен на Татарском кладбище Ново-татарской слободы (Казань), сообщает сайт wikipedia.

***Кр 

news_right_column_1_240_400
news_right_column_2_240_400
news_bot_970_100